Сотрудники Федеральной службы безопасности потребовали от российских операторов больше не предоставлять абонентам возможность пользоваться VoIP-аккаунтами (способ связи, при котором аналоговый сигнал голоса преобразуется в цифровые пакеты данных и отправляется по интернету для совершения голосовых вызовов в режиме онлайн) как с иностранных IP-адресов, так и принадлежащих российским провайдерам хостинга. На такое распоряжение ведомства ссылается гендиректор оператора «Квантум» («Простор Телеком») Игорь Бобов в письме клиентам.
Гендиректор Piter-IX Николай Метлюк рассказал, что сейчас абоненты все чаще получают виртуальные номера и арендуют виртуальные АТС (телефонная связь для компаний, которая заменяет физическую офисную мини-автоматическую телефонную станцию и кол-центр).
«Трафик через виртуальную АТС уходит непонятно куда, если ею пользуются мошенники, их невозможно отследить», — добавил Метлюк. Такой способ борьбы с мошенниками он считает «жестким».
Глава хостинг-провайдера «Русоникс» Константин Анисимов объяснил, что это продолжение борьбы с мошенниками. «Мера может означать, что идея вводить белые списки адресов российских хостеров, которые гарантировано идентифицировали клиента, провалилась. Взаимодействовать с несколькими сотнями небольших провайдеров непросто», — уточнил он корреспонденту РБК.
Николай Метлюк считает, что для добропорядочных клиентов негативных последствий быть не должно: они смогут покупать услугу виртуальной АТС в России, а не за рубежом. Разница в стоимости не должна быть чувствительной.
Мера затронет тех, кто пользуется иностранными сервисами видео-конференц-связи вроде Zoom. «Там есть сценарий, когда можно пригласить на виртуальную встречу пользователя, позвонив на его номер телефона. Теперь звонки через подобные зарубежные сервисы могут не проходить в Россию», — указал он. Также решение ФСБ может коснуться людей, которые бывают в командировках или на отдыхе за границей — они не смогут звонить на телефонную сеть общего пользования из-за рубежа», — считает член оргкомитета Профессиональной ассоциации в сфере облачных технологий Антон Салов.
- За прошлый год кибермошенники похитили у клиентов банков в России 15,8 млрд рублей. И это только официальная, далеко не полная статистика Центробанка. Ведь, по данным регулятора, в трети случаев обманутые россияне не обращаются ни в кредитные организации, ни в полицию.
- По данным источника 66.RU в УМВД по Екатеринбургу, за сутки в среднем к ним поступает три–четыре заявления от потерпевших, которых обманули мошенники. Средняя сумма похищенного у одного человека — около 1,5 млн рублей. То есть по самым скромным подсчетам, ежегодно жители Екатеринбурга и соседних городов теряют по 2,1 млрд рублей, отдавая их преступникам. При этом вернуть удается около 8% похищенного, уточняют в Банке России.