Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Все, что надо знать о транспортной реформе Екатеринбурга. Интервью с вице-мэром Рустамом Галямовым

общественный транспорт интервью транспортная реформа Рустам Галямов
21 июня 2024, 10:20
Фото: 66.RU
Общественный транспорт — одна из главных проблем Екатеринбурга. В начале года отрасль передали под контроль вице-мэра Екатеринбурга Рустама Галямова, и администрация начала разрабатывать транспортную реформу. В интервью для 66.RU он рассказал, почему в городе-миллионнике все так плохо с общественным транспортом и как будут реанимировать отрасль.

— Вы руководите транспортной сферой с начала года. В каком состоянии вы получили общественный транспорт? Какие проблемы были? Вы для себя выясняли, когда все пошло не так?

— Думаю, что каждый житель Екатеринбурга на себе ощутил все проблемы и несовершенства в работе общественного транспорта, особенно в последнее время. Поэтому говорить о том, как было ранее, не будем. Гораздо продуктивнее идти вперед и стараться исправлять ситуацию в максимально короткие сроки.

Конечно, основной проблемой отрасли было недофинансирование, пандемия усугубила положение. Транспортная инфраструктура — остросоциальная сфера, которая должна предоставлять услуги для горожан на высоком уровне. Но получается, что совокупность разных причин привела к провалу в работе общественного транспорта.

Для создания стабильной транспортной системы Екатеринбурга, которая была бы ориентирована на горожан, необходимо огромное количество бюджетных вложений.

С начала 2024 года мы, под руководством главы Екатеринбурга и благодаря поддержке губернатора Свердловской области, приступили к реализации транспортной реформы Екатеринбурга, и сегодня с уверенностью можно сказать, что реализация транспортной реформы вышла в практическую плоскость.

— Какие ключевые задачи по решению проблем с транспортом перед вами стоят? Что надо изменить?

— В данном случае необходим комплексный подход к модернизации всей инфраструктуры. Скажу проще. Идеальная модель общественного транспорта Екатеринбурга, в моем понимании, это когда горожане ожидают транспорт не более семи минут на современных остановочных комплексах. Когда легко можно пересесть с одного вида транспорта на другой, использовать для оплаты проезда единую транспортную карту. Когда новый, современный транспорт ходит строго по расписанию, а в приложении для смартфонов можно посмотреть, когда автобус, трамвай или троллейбус приедет на определенную остановку, насколько будет загружен, по какому маршруту поедет, когда прибудет в точку назначения.

Именно к такой отлаженной системе общественного транспорта мы стремимся. Уверен, что к концу 2025 года эта цель будет достигнута. А сейчас предстоит множество задач, с которыми в самые короткие сроки нам необходимо справиться.

Все, что надо знать о транспортной реформе Екатеринбурга. Интервью с вице-мэром Рустамом Галямовым
Фото: 66.RU

— Один из главных видов транспорта — автобус. Эти маршруты обслуживают частные перевозчики и «Гортранс». Давайте поговорим сначала про частных перевозчиков. Как изменится работа с ними?

— Около 60% автобусных перевозок — это работа частных компаний. Мне было важно оценить ситуацию с разных сторон, поэтому первым делом мы встретились с частными перевозчиками. На сегодняшний момент мы приступаем к обсуждению вопроса по переходу на брутто-контракты. Это современный инструмент для организации пассажирских перевозок, благодаря которому прибыль поступает в бюджет города, а администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. При этом оплата зависит не от числа пассажиров, а от выполнения транспортной работы. Другими словами, перевозчики получают оплату от города за то, что обеспечивают движение пассажирского транспорта заранее оговоренного вида и качества по определенным маршрутам и строго по расписанию.

Контролировать качество предоставления услуг будет Центр управления перевозками, который мы создаем на базе нашей транспортной инспекции. На перевозчиков ложится огромная ответственность. Во главу угла встанет качество оказываемых услуг. Любое отклонение от графика будет штрафоваться. То есть от качества будет зависеть оплата. Также одним из обязательств станет обновление транспорта, около 400 единиц перевозчики должны будут заменить.

— По каким тарифам мэрия будет платить? Будут ли повышать тариф за километр?

— Есть расчеты Минтранса, где указана себестоимость одного километра поездки. Именно на этот документ мы будем опираться при составлении брутто-контрактов. Конкурс будет отыгран именно так, как того требуют методические рекомендации.

Вместе с оплатой услуг вырастут и обязанности перевозчиков. Будет действовать жесткая система штрафов, вплоть до неоплаты услуг за день. Эти меры станут стимулом для перевозчиков соблюдать график. Повторюсь, вся выручка с билетов пойдет в бюджет города. Наша задача как муниципалитета — сделать так, чтобы наш пассажиропоток вырос. Поэтому мы увеличили штрафы для безбилетников до 2500 рублей.

— Будут ли какие-то глобальные изменения в работе с «Гортрансом»?

— Никаких привилегий у «Гортранса» как у муниципального перевозчика не будет. Мы будем предъявлять такие же требования, как и к другим перевозчикам. Такие же штрафы, такие же требования соблюдения графика. На рынке перевозок все работают в равных условиях.

Все, что надо знать о транспортной реформе Екатеринбурга. Интервью с вице-мэром Рустамом Галямовым
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— В начале февраля губернатор поручил повысить зарплаты транспортникам. В мэрии говорили, что будут увеличивать минимум на 30%. Перед новым годом сообщалось, что в среднем в «Гортрансе» получают 60 тыс. Сколько они будут получать после повышения?

— Кадровый дефицит на транспортных предприятиях — серьезная проблема. Цель — увеличить зарплаты как минимум на треть. Думаю, с этого шага начнутся позитивные изменения. Повышения будут с 1 сентября. Заработная плата водителей не должна быть менее 80 тыс. рублей. Без переработки. Не должны люди перерабатывать, это может привести к печальным последствиям. По нашим предварительным подсчетам, в среднем по предприятию зарплата после повышения будет 71 тыс. рублей, а у водителей — 90 тыс. рублей.

— Как решается вопрос с нехваткой работников?

— Дефицит все еще есть. Но наметилась тенденция, что ушедших меньше, чем вновь прибывших. Думаю, что сотрудники надеются на перемены к лучшему. Мы сделаем все, чтобы не обмануть, не подвести и улучшить условия работы.

— Алексей Орлов рассказывал, что мэрия помогает работникам «Гортранса» с жильем. Комнаты в общежитиях, социальные квартиры, даже помощь с льготной ипотекой есть. Расскажите, пожалуйста, как работает этот механизм? Насколько он действенный? Сколько людей получили одобрение по ипотеке? Скольким выдали комнаты в общежитиях и соцквартиры?

— По льготным условиям покупки жилья есть уже один одобренный проект, и еще один находится на стадии решения. И уже 14 сотрудников «Гортранса» заселились в общежития, еще шесть сейчас на стадии оформления. Процедура проходит в ручном режиме, индивидуально. Мы подбираем варианты помощи для особо нуждающихся и действуем по каждому случаю персонально, благодаря содействию девелоперов нам удается оперативно реагировать и помогать. К сожалению, нет ни одной государственной или муниципальной программы для помощи работникам транспортных предприятий, это наша инициатива и, конечно, продолжим пока в таком режиме.

Все, что надо знать о транспортной реформе Екатеринбурга. Интервью с вице-мэром Рустамом Галямовым
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Что будет с депо? Сколько денег потребуется на их ремонт?

— Сейчас «Гортранс» составляет план по приоритетам, где надо в первую очередь ремонтировать. В течение пяти лет мы планируем реконструировать все депо. Деньги, которые «Гортранс» будет получать по брутто-контрактам, пойдут и на заработную плату, и на ремонт. Работы по реконструкции начнутся в 2025 году. В таких условиях, какие там сейчас, люди точно не должны работать. Мы это прекрасно понимаем, сотрудников наших транспортных предприятий на сегодняшний день кроме как патриотами и героями не назовешь.

— «Гортранс» в 2022 году стал самым убыточным предприятием в активах мэрии. Да и в этом году были регулярные истории с долгами. Будут как-то решать эту проблему?

— Будут. Брутто-контракты дадут хороший толчок для развития.

— Но «Гортранс» останется убыточным?

— Главная задача работы муниципального общественного транспорта — не получение прибыли, а выполнение социально значимых задач. Уверен, что если «Гортранс» будет выполнять всю работу качественно, то выйдет на хорошие показатели. Если взять всю выручку за 2023 год и все субсидии, которые они получили, и стоимость брутто-контракта — это колоссальная разница. Необходимо, чтобы предприятие полностью обеспечивало свои потребности.

Все, что надо знать о транспортной реформе Екатеринбурга. Интервью с вице-мэром Рустамом Галямовым
Фото: архив 66.RU

— В город приехали 50 новых троллейбусов. Сколько осталось старых? Когда будут покупать новые и в каком количестве?

— В парке «Гортранса» на сегодняшний день 233 троллейбуса, при этом есть острая необходимость в обновлении 183 единиц. При поддержке регионального бюджета мы планируем купить 50 троллейбусов. Поставки начнутся уже в этом году.

— Многие жалуются и на состояние трамваев. Старенькие чешские «Татры» уже стали своеобразным символом города. Расскажите, пожалуйста, когда у нас будут новые трамваи, в каком количестве планируют купить и у какого производителя? Ходили слухи, что купят 25 трамваев Усть-Катавского завода. Так ли это?

— Да, мы планируем в этом году приобрести 25 трамваев за счет бюджетов разных уровней. Поставщика определят по итогам конкурса.

Стоимость одного трамвая порядка 170 млн рублей. Обновить весь парк за счет городского бюджета — нереально. Сегодня правительство России разрабатывает программу поддержки электротранспорта в регионах. Конечно, мы будем заявляться в этот нацпроект. Сегодня один из маршрутов города Екатеринбурга обслуживает трехсекционный трамвай производства Усть-Катавского вагоностроительного завода модели «Кастор», который зарекомендовал себя весьма положительно.

— Чтобы пустить трамваи в Академический, пришлось менять маршрут № 1. Будут ли возвращать на ВИЗ трмаршрут, подобный старому?

— Маршрут № 1 был наиболее оптимальным для трамвайной линии в Академический. Пассажиропоток на нем вырос в два раза. Мы, конечно, прислушиваемся к мнению горожан, думаю, что рассмотрим все варианты изменения схемы.

— Как изменятся городские маршруты? Их будут сокращать или увеличивать?

— Рано говорить о переменах в маршрутной сети Екатеринбурга. Это филигранная, кропотливая работа, которая требует комплексного анализа численности и мобильности населения, среднего времени перемещения, расположения рабочих мест, жилых массивов и так далее. Нам в этом направлении очень помогают и горожане, и общественники. Конечно, мы прислушиваемся и учитываем пожелания.

Все, что надо знать о транспортной реформе Екатеринбурга. Интервью с вице-мэром Рустамом Галямовым
Фото: 66.RU

— Как обстоят дела с концессией по «Гортрансу»? Есть ли планы частично отдавать транспорт в концессии, как с веткой в Академическом?

— Пока таких планов нет.

— В администрации создали рабочую группу, которая будет изучать опыт Москвы в организации платных парковок и оплаты проезда. Расскажите подробнее, что будут делать? Как изменится система оплаты? Что будет с тарифами?

— Рабочая группа будет изучать опыт Москвы взаимодействия с ГИБДД, автоматического получения информации о неплательщиках. Будем изучать, как оперативно направлять квитанции со штрафами и как взаимодействовать с судебными приставами по взысканию.

— В рабочую группу входят представители «СберТройки». Эта компания представлена в 22 регионах и планирует выйти еще в 37 субъектов. У меня сложилось впечатление, что мы просто поможем им выполнить план. Что изменится для рядового екатеринбуржца? Потеряем ли мы «Е-карту» и региональных операторов?

— Главное то, что «Е-карта» по-прежнему будет работать, внедрение «СберТройки» — не замена, а дополнение к нашей «Е-карте». Однако пока никаких решений по этому поводу не принято. «Е-карта» продолжает и продолжит работать в Екатеринбурге. В любом случае мы будем исходить в первую очередь из удобства и комфорта пассажиров.

— Какие сроки реализации реформы? Неофициально звучало — два года. Сколько у реформы этапов и какие у них сроки?

— Первое — создание Единого центра управления перевозками, который будет следить за качеством. Второе — это обновление подвижного состава. По новым контрактам, компании должны поменять автобусы среднего класса на большой. Эта работа начнется в I квартале 2025 года. Самое глобальное — это переход на новую оплату транспортной работы.

По данным из открытых источников, на транспортную реформу может потребоваться около 13 млрд рублей. Как объяснили 66.RU в комитете по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга, это годовая сумма контрактов всей маршрутной сети, рассчитанная по методике Минтранса РФ. На эти деньги транспортные компании смогут обновлять подвижной состав, повысить заработную плату сотрудникам и своевременно ремонтировать транспорт. После окончания расчетов будет определена точная сумма для запуска реформы.

Анна Митчина