Ольга Джураева вспоминает свой год рождения после некоторой заминки. Она говорит, что родилась в 1989 году и все еще не привыкла к тому, что точно знает свою дату рождения. В пятилетнем возрасте девочку и ее сестер перевезла в Красноуфимск мать, сбежавшая от мужа в Узбекистане.
Спустя еще пять лет, спасаясь насилия со стороны отчима, Ортикхон сбежала из семьи матери. Несовершеннолетняя девушка без документов добралась до Екатеринбурга. Несколько лет она жила на железнодорожном вокзале и овощебазе № 4, где зарабатывала на пропитание.
Ортикхон никогда не ходила в школу и жила без какого-либо документа. О получении паспорта девушка задумалась, только забеременев в 2005 году. Тогда она сошлась с Николаем и стала проживать с ним в Асбесте.
«Когда я поступила в роддом, меня стали спрашивать про год рождения, документы. Я ответила, что все потеряла. Я боялась, что меня ищут мать и отчим, поэтому представилась Ольгой и вымышленным отчеством», — рассказывает женщина.
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU |
---|
Ольга предпочитает переписке в мессенджерах отправку голосовых сообщений. С чтением и письмом у нее трудности. |
По документам родившийся мальчик имел только отца, информацию о матери в них вписывать не стали. В следующий раз женщина забеременела уже от второго мужа. Рожать пришлось платно, у Ольги все еще не было никакого удостоверения личности.
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU |
---|
Сейчас Ольга живет со своим вторым гражданским мужем и младшим сыном. |
Начиная с 2006 года женщина стала пытаться обзавестись хоть какими-то документами.
«Я тогда стала обращаться к юристам, чтобы мне помогли сделать паспорт. Но они меня только обманывали. Мы обращались всюду: к президенту, губернатору, омбудсмену. За мной приезжали из милиции, снимали отпечатки пальцев», — вспоминает она.
Ольге помогла свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова. Она выяснила, что в 2008 году мать и сестер Ольги депортировали из России на родину. Предварительно их опросили. Из данных следовало, что Ольга родилась в городе Намангане в 1985 году.
Женщина направила запрос в регистрационные органы Намангана с просьбой выдать ей хотя бы справку о собственном рождении. Однако там ничем не смогли помочь. Как выяснилось позже, это произошло из-за ошибки в годе рождения, который неверно указала мать женщины.
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU |
---|
У Ольги накопилась солидная папка писем в различные ведомства. |
Затем Ольга решила попробовать найти в социальных сетях своего отца. Из показаний матери были известны его имя и адрес в городе Андижане. Выйти на связь с самим отцом через соцсети не удалось, но один из собеседников Ольги согласился съездить по адресу в Андижане. Открывший ему дверь пожилой мужчина подтвердил, что у него была дочь Ортикхон, потерянная много лет назад.
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU |
---|
Со своим отцом Ольга старается регулярно созваниваться. На телефоне она демонстрирует фото своего молодого родителя. |
Отец рассказал, в каком именно загсе регистрировали новорожденную Ортикхон. В ведомстве подтвердили и уточнили, что девочка родилась в 1989 году. Соответствующую справку прислали в миграционную службу Асбеста. Но для полноценного установления личности и выдачи Ортикхон хоть какого-то документа этого было недостаточно.
«Сейчас мне говорят, что в Асбест должен приехать мой отец и подтвердить наше родство. Но денег на билеты нет ни у него, ни у меня. Я коплю и ищу дешевые билеты», — говорит женщина.
В полиции 66.RU сообщили, что в ближайшее время Ортикхон помогут.
«Чтобы это произошло как можно скорее, данной проблемой занимаются сотрудники полиции подразделения по вопросам миграции областного полицейского главка совместно с коллегами районного ОВД», — уточнил 66.RU пресс-секретарь ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых.
Из-за сложившейся ситуации страдает второй ребенок женщины. В его свидетельство о рождении вписана только мать, у которой нет никаких документов, доказывающих родство с сыном. Ольга не смогла устроить его в детский сад, а в 2023 году отправить в первый класс школы.
«Если у человека есть документы, он может обратиться в больницу, пойти учиться, работать официально, ребенка устроить в садик или школу. В общем, человек может спокойно жить. Теперь и мой младший сын оказался в такой ситуации. Мы с ним не знаем, где наша родина: Россия или Узбекистан», — говорит Ольга.
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU |
---|
В ожидании решения своей проблемы Ольга Джураева живет с отцом своего второго ребенка, ходит на работу, где у нее не спрашивают документы, а по вечерам разучивает с сыном русский алфавит и цифры.