Число самокатов удвоилось, несмотря на все попытки ограничить их движение. Что происходит с кикшерингом

16 мая 2024, 18:04
Фото: Владислава Ямщикова, 66.RU
Прокатные сервисы в этом году вывели на улицы более 300 тыс. электросамокатов. Последние два года законодатели определяют статус таких средств передвижения. В некоторых городах их хотят и вовсе запретить. Практика не нова – во многих странах мира действуют жесткие правила для пользователей электросамокатов. Несмотря на это, кикшеринговые сервисы развиваются, становятся технологически совершеннее в целях повышения безопасности и пытаются найти общий язык с властями.

Через два года рынок кикшеринга достигнет предела

С каждым годом электросамокатов в российских городах становится все больше. По данным исследования «Трушеринг», в конце 2023 года кикшеринговый парк в России насчитывал порядка 332,4 тыс. устройств.

Всего на российском рынке работают десятки кикшеринговых сервисов. Крупнейшими игроками остаются Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс.Go». Их доля составляет 96,4%.

В 2023 году объем российского рынка составил 22,3 млрд рублей — на 67,5% больше, чем годом ранее.

Услугами кикшеринга в 2023 году воспользовалось порядка 21 млн человек. Чаще всего электросамокаты используют как альтернативу общественному транспорту, доля таких поездок составляет 85%.

Аналитики считают, что рынок кикшеринга будет расти до 2026 года. Его объем вырастет до 46,8 млрд рублей, парк кикшеринга будет насчитывать 510 тыс. самокатов, а число пользователей достигнет 35 млн человек.

Официальный статус самоката

С прошлого года власти занялись разработкой правил использования устройств. В ПДД прописали показатели электротранспорта — электросамокатов, электровелосипедов, электроскейтбордов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и т. д. Мощность двигателя не имеет значения. Если он есть, самокат или велосипед считают «средством индивидуальной мобильности» (СИМ).

Основные правила, касающиеся СИМ:

Неотвратимость наказания

Водителей самокатов мощностью до 0,25 кВт могут оштрафовать за пьяную езду. Нарушителю придется заплатить от 1000 до 1500 рублей.

В ближайшем будущем наказание за нарушение правил передвижения на СИМ могут ужесточить. Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко считает, что за «СИМ — будущее». Но ради безопасности нужно создать систему неотвратимого наказания.

«К нам стекается много обращений от граждан о СИМ. Большинство из них — против таких устройств. <…> Должен быть создан механизм неотвратимости наказания. Этим механизмом станет федеральный закон», — говорит Луговенко.

Группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий штрафы за пьяную езду на электросамокатах в размере до 30 тыс. рублей. За превышение скорости хотят штрафовать на сумму до 5 тыс. рублей. Законопроект ужесточает ответственность за несоблюдение правил пересечения пешеходных переходов и поездки по автомагистралям.

Накопили негативный опыт

Руководители администраций разных городов отмечают, что число недовольных электросамокатами жителей растет. Например, более 60% жителей Санкт-Петербурга, по данным исследования Superjob, выступают за их полный запрет. Введение более жестких ограничений поддерживают депутаты Заксобрания, полиция и следственный комитет Петербурга.

Замглавы администрации Перми Дмитрий Галиханов отмечает, что за три года работы сервисов кикшеринга в городе «накопили негативный опыт».

В качестве аргумента против электросамокатов часто приводят статистику аварий с их участием. По официальным данным, за прошлый год по России зафиксировали 3100 ДТП с самокатами. Это на 220% больше, чем в 2022 году.

Кикшеринговые сервисы парируют: если сравнить аварийность с числом поездок на электросамокатах (211,7 млн за 2023 год), получится, что это самый безопасный вид транспорта. В Whoosh посчитали, что доля инцидентов с самокатами — столкновений и аварий — составляет 0,01% от всех поездок.

В последнее время наметился тренд на локальное ужесточение правил в отношении электросамокатов:

Екатеринбург:

Новый глава ГИБДД Екатеринбурга Роман Ярыш предложил создать в городе отдельные зоны для самокатчиков и запретить им ездить возле школ. А депутаты гордумы планируют обратиться в Роспотребнадзор, чтобы ведомство разрешило кикшерингам подключать пользователей через «Госуслуги» или по паспортным данным. Это позволит сократить число несовершеннолетних пользователей.

Москва:

Санкт-Петербург:

Пермь:

Сочи:

Саратов:

Ответ кикшеринговых сервисов

Сервисы находятся в диалоге с администрациями городов и, со своей стороны, тоже принимают меры. Например, ограничивают скорость передвижения, устанавливают запретные зоны и тестируют на знание ПДД новых пользователей.

Сервисы могут вынести предупреждение или заблокировать самокатчиков за нарушение правил. Они запустили единый бот в телеграм, с помощью которого можно сообщить о нарушениях.

Прокатные самокаты усовершенствуют технологически. Их оборудовали датчиками веса, чтобы определять количество пассажиров.

«Следующим шагом компания планирует плавно снижать скорость самоката в поездке с нарушением, делая поездку вдвоем неудобной и неэффективной. О причине снижения скорости водителю сообщат через приложение. Штрафовать и блокировать пользователей начнут после случаев повторных нарушений», — объяснили представители сервиса Whoosh.

В Казани сервисы пошли дальше и начали блокировать пользователей за передачу аккаунтов детям. В городе можно встретить зоны парковок, размеченные при поддержке сервиса Whoosh.

В этом году сервис «Юрент» планирует инвестировать в развитие инфраструктуры для самокатов в Москве и других городах порядка 100 млн рублей.

Когда администрации городов идут на слишком жесткие, с точки зрения сервисов, ограничения, происходят конфликты. Один из них прямо сейчас разворачивается в Перми.

Whoosh подал жалобу в прокуратуру Пермского края с просьбой проверить законность фактического запрета на передвижение элетросамокатов в центре города. Кикшеринг «Юрент», в свою очередь, обратился к руководству Перми с предложением оплатить строительство велосипедной инфраструктуры, которая даст возможность расширить зону парковки электросамокатов.

«Наше письмо в администрацию города с предложением инвестировать в строительство парковок в Перми осталось без ответа. Кроме того, наши самокаты стали эвакуировать даже в тех местах, где запрет на парковку не действовал. Оценку действиям властей Перми дадут надзорные органы», — заявили в пресс-службе «Юрент».

В середине апреля сервисы Whoosh и «Юрент» приостанавливали работу в городе.

Международные тенденции

В разных странах мира работают кикшеринговые сервисы Bolt, Lime, Spin, Bird и другие. Ограничения в их отношении примерно те же, что и в России.

Например, сервис Bolt автоматически снижает максимальную скорость своих устройств с 25 до 17 км/час по вечерам пятницы и субботы.

В некоторых городах передвижение самокатов разрешено только в определенные часы.

В Дании, Норвегии и Испании можно ездить только в шлеме и запрещено парковаться в центре городов.В Швейцарии нельзя ездить по тротуарам, только по велосипедным дорожкам со скоростью не более 20 км/ч.

Где-то вводят радикальные ограничения. Париж в прошлом году стал первой европейской столицей, запретившей кикшеринг.

Но индустрия продолжает развиваться. Совершенствуются и сами устройства. Например, на выставке EuroBike 2023 компания Urtopia показала первый в мире электровелосипед с интегрированным в бортовой компьютер чат-ботом ChatGPT от компании OpenAI.

Будущее электросамокатов в России

В России есть концепция развития электротранспорта. Но СИМ в ней пока не прописаны. Зампредседателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов считает, что этот недочет нужно исправить — Россия может производить свои самокаты.

«Конечный продукт без господдержки будет стоить дороже. У нас дороже, чем за рубежом, сделать двигатель, например. Самокат — высокотехнологичное устройство. С поддержкой мы сможем локализовать самокаты и собирать их в России, сможем производить комплектующие. Я думаю, что это будет выгодно нашей стране», — считает Спиридонов.

Сервисы кикшеринга — «Юрент» и Whoosh — уже занимаются импортозамещением. Но пока только в плане сборки.

В этом году «Юрент» вместе с компанией Eleven, которая больше четырех лет занимается разработкой решений в сфере шеринга микромобильного транспорта, презентовал самокаты «Юрент 2.0». Их разработали с учетом особенностей российских дорог: «новая модель имеет лучшую устойчивость и более комфортна в управлении на любой скорости. Это снижает количество инцидентов по вине пользователя». Новые устройства уже появились в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Whoosh, в свою очередь, запустил самокаты с функцией быстрого активирования устройства. Функция wKey позволит арендовать самокат без сканирования QR-кода, и стартовать можно будет за две секунды: для активации СИМ достаточно зажать оба тормоза — и можно ехать.

Компании «Экоскат» и «Конструкторское бюро машиностроения» собирают всесезонные самокаты.

«Шины всесезонные, менять не придется. Конечно, совсем по каше такой самокат не проедет, но зимой на нем можно передвигаться», — рассказал один из разработчиков Павел Радкевич.

В «Конструкторском бюро» также разработали грузовые электровелосипеды. На них установлены электрические двигатели, которые позволяют перевозить грузы на значительные расстояния без затрат топлива. Их масса в базовой комплектации — 33,5 кг. Грузоподъемность грузовой площадки — до 60 кг.

Владислава Ямщикова
журналист

Читайте также