На пороге школы № 85 мы с фотографом оказались в 9:00 — я договорилась с учителем, что подойду ко второму уроку. На первом она смотрела выпускников четвертого класса, которых в следующем году возьмет под руководство.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Оказалось, что наш фотограф — выпускник этой школы. Когда Антон учился в ней более 30 лет назад, здесь заканчивался город. Сейчас вокруг хрущевки и точечные новостройки, которые успели построить в 2000-х. А дальше — лес, за которым уже Академический район.
Записавшись в журнал посетителей у охранника, пройдя через турникет и рамку металлодетектора, показав содержимое сумок, мы поднимаемся на третий этаж. В холле много горшков с растениями. Прозвенел звонок, и из кабинетов высыпались школьники. Коридор наполнился криками. Через несколько минут на этаже появляется высокая стройная женщина с улыбкой на лице.
— Я бегу! Я бегу к вам, — говорит она, приветливо смотря на нас.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Мы заходим в класс. Из-за распахнутого настежь окна кажется, будто птицы щебечут прямо в кабинете. Пространство наполняет свежий весенний воздух, в каждом уголке стоят растения — в шкафах, на этажерках, на полу. Под потолком сидит орел. Точнее, его чучело.
От 10-минутной перемены у нас остается половина. Учитель распахивает дверь лаборантской.
— Проходите, — приглашает она.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Лаборантская — святая святых всех учителей естественно-научного цикла. Всегда считала, что тем, у кого классный руководитель преподает биологию, физику или химию, повезло. Их запускали в лаборантские без проблем. Я же была в классе учителя русского языка, поэтому за 11 лет в школе ни разу не побывала в этих комнатах.
Первое, что увидела, — шкаф с какими-то скелетиками.
Светлана Александровна начинает поочередно доставать экспонаты и рассказывать про них. Этой сороке, например, ученики повредили крыло.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Это не Чужой. Так выглядит скелет кошки |
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
А это — лягушка |
Затем педагог достает коробочку с маленькими сушеными рыбками.
— Эта коллекция — детская. Дети ловили и сушили, представляете? Мы изучаем на ней строение, боковую линию (позволяет рыбам ориентироваться в воде, находить пищу, избегать препятствий, — прим. ред.). Здесь все плавники видно. Я им говорю: «Подчеркните боковую линию». Они прямо на рыбе подчеркивают. Бывает, рисуют. Им это ничем не грозит, — рассказывает учитель и начинает смеяться, когда берет рыбку с надписью «ку ку».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Чтобы наглядно продемонстрировать внешний вид, строение или функционал какого-то существа, в ход на уроках идет все. Даже игрушки.
— Мы чего только не придумываем, чтобы учились. Лишь бы учились! — настойчиво проговаривает педагог.
— А что, плохо учатся? — интересуюсь я.
— Слава богу, нет. Им интересно. Я считаю, биология — современная наука. Все, что происходит, происходит с нами. И с организмом, и с природой. Мы же ее часть. Мы от этого никуда не денемся.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Этот ягель школьники привезли учителю с севера. Он очень хрупкий. |
Звенит звонок. Полноценно поговорить не успели. Выходим из лаборантской. В кабинете уже ждут ученики. Сейчас занятие у профильной группы с выпускниками, которые учатся по индивидуальной программе. В нем всего пять человек. Но двое сегодня болеют. На этом уроке Светлана Александровна расскажет им, а заодно и мне, про загрязнение окружающей среды.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Урок первый
Добродушная улыбка ушла с лица Светланы Александровны, как только она села за учительский стол. Теперь педагог сосредоточенно и внимательно следит за каждым, кто находится за партой. В голосе появилась строгость. Урок начался с повтора пройденного материала.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Учитель задает вопрос про причину образования озоновых дыр. В ответ ей называют химические элементы и реакции. Так проходит еще несколько партий «вопросов-ответов». Мне это напоминает игру в пинг-понг. И довольно умелую. С материалом, пройденным на прошлом уроке, школьники справляются за пару минут.
Сегодня они продолжают разбирать эту тему. На очереди химические загрязнения и их последствия. Параграф в учебнике — это план, по которому сегодня двигаются ученики. Из него педагог использует лишь опорные слова.
— Переписывать учебник — смысла нет. Надо сделать схему, чтобы было короче и понятнее, — объясняет мне Светлана Александровна.
В это время школьники пишут в тетрадках формулы оксидов, которые вызывают кислотные дожди. Они опасны тем, что меняют pH водной среды. А эти химические соединения оказываются в воздухе из-за автомобилей и заводов.
«Звучит не очень опасно. У кожи pH, например, тоже меняется», — думаю я. И тут же учитель начинает опровергать мои мысли.
— Для кого повышение кислотности будет смертельно? Смотрим в учебник, у кого самый маленький диапазон, — подсказывает Светлана Александровна.
— Водоросль, — отвечают дети.
— А водоросль у нас что? — не отстает педагог.
— Продуценты, — хором проговаривают выпускники. Я полезла в Google, чтобы понять, о чем речь. Оказалось, так называют первое звено пищевой цепи.
— Вооот. А что произойдет, если не будет продуцентов? — допытывает Светлана Александровна.
— Гибель остальных, — с ходу объясняют школьники и начинают записывать.
— Правильно! — бодро хвалит она. — А это повлечет за собой изменение всей экосистемы. Это тоже отметьте, — добавляет педагог и переворачивает страницу учебника.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Весь урок строится на подобных диалогах. Ответы школьники находят сами, отталкиваясь от наводящих вопросов Светланы Александровны. Строгость, которая была вначале, уже давно отступила. Сейчас педагог с учениками где-то шутит, а где-то с тревогой обсуждает последствия жизнедеятельности человека. Даже шампуни наносят вред, не говоря уже о более сложных вещах.
— Смотрите в учебник. Чудовищные цифры. Один литр нефти образует пленку площадью один гектар. Это сколько? 10 тысяч квадратных метров. Представляете? — говорит она.
Опустим информацию про все биологические процессы, которые происходят под этой пленкой. Вывод один — под ней все погибает. А танкеры в океане тонут с тоннами нефти на борту.
Обильное питание водоемов тоже оказалось проблемой. Если растений много, кислород в воде сокращается. Из-за этого гибнут рыбы.
— Размножение растений в воде провоцируют фосфор и азот, — говорит Светлана Александровна. Дети записывают.
— Понятно, откуда попадают фосфор и азот в воду? — уточняет учитель.
В ответ — тишина. Это нисколько не огорчает Светлану Александровну. Она, наоборот, добродушна.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— У нас с вами не аграрные территории, поэтому мы быстро не сообразим. Но жители Краснодарского края, например, сразу бы нам сказали…
— А, удобрения? — догадывается Сережа, не давая договорить педагогу.
— Да, верно. Фосфорные и азотные удобрения. Азот развивает стебель, фосфор — плоды. Поэтому, увеличивая растения, мы наносим большой вред экологии, — с явным сочувствием объясняет учитель.
Я заметила, что она везде говорит «мы». Во время урока они — одна команда. Да и после тоже. Ее ученица Варвара победила с проектом по биологии на городском этапе научно-практических конференций. Благодаря этому Светлана Александровна прошла отбор на стажировку для учителей в «Сириусе». Весенние каникулы она провела за научными экспериментами. Добавляли в воду капельку спирта и следили за неадекватным поведением рыб. Как объяснила Светлана Александровна, это был наглядный пример, почему дети не должны ничего употреблять.
После звонка учитель собирает вокруг себя ребят. Она недавно получила диплом Вари за ту победу на конференции. Светлана Александровна включает на компьютере звук фанфар и торжественно вручает документ девочке. Варю это явно забавляет, но ей приятно.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Урок второй
Сейчас на урок пришел 8-й «Б». Толпа шумных 14-летних подростков заполняет кабинет. Я вспоминаю наш класс в этом возрасте и начинаю нервничать. Это тот возраст, когда у детей все не очень стабильно. От них можно ожидать чего угодно. Мы, например, с легкостью срывали уроки. Помню, как довела до слез учителя немецкого, потому что подралась с одноклассницей. Но да ладно, не обо мне речь.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Я подхожу к Светлане Александровне с назревшим вопросом.
— А вам хотелось когда-нибудь бросить это все и уйти?
— Бросить все и уйти? Юлишна, отойди от окна, — строго проговорила учительница, отвлекаясь от вопроса. — Нет. Это мое, Аня. Я считаю, что нахожусь на своем месте, — с улыбкой и спокойствием в голосе объясняет Светлана Александровна. В это время она не отводит взгляд от девушки, которая только слезла с подоконника.
— Это мое глубокое убеждение, что если ты нашел свое место, то должен его защищать, отстаивать и любить, — продолжает учительница. — У Юрия Ефремова [советский географ] есть замечательные слова: «Люблю и знаю, знаю и люблю! И тем сильней люблю, чем больше знаю!». Так же и с детьми. Ты общаешься с ними, узнаешь их. Ой, я же забыла домашку написать.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Учитель бежит за стол, садится за компьютер и начинает что-то печатать. Она заполняет электронный дневник. Там какая-то куча вкладок, в которых с ходу и не разберешься. Через минуту раздается сигнал к началу занятия.
— Звонок прозвенел, встали ровно, настроились на урок, — громко и строго говорит учитель, сама вставая из-за стола и выпрямляясь.
Шумная толпа подростков не торопясь поднимается со своих мест, встает ровно и замолкает. После кивка учителя ребята садятся. Они перешли на шепот. Этот шелест слов в классе прерывает педагог. В руках у нее — маленькая стопочка бумажек.
— Я хотела нас всех поздравить. Мы так здорово написали тест. У нас одна единственная четверка, у остальных пять. Вы большие молодцы, — с улыбкой продолжает Светлана Александровна и передает листочки с отметками девочке за первой партой. Результаты контрольных идут по рядам.
— Я считаю, что если ты хорошо поработал, у тебя «пять». Если плохо, то «два», — непринужденно и с улыбкой объяснила мне Светлана Александровна, проходя мимо.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Пока ребята изучают свои результаты и делятся мнениями, учитель успевает рассказать мне секрет такой успешной сдачи контрольных. Педагог поворачивается к ребятам.
— Какие у нас с вами были ассоциации на прошлом уроке? Витамин С — болезнь...
— Цинга, — хором ответили восьмиклассники.
— Витамин Б?
— Бери-бери, — продолжают дети.
— Вот, они только зашли в класс. Не повторяли ни минуты, еще тетрадь не открыли, — с гордостью отмечает она. — Витамин А у нас в продуктах какого цвета? — продолжает расспрос учитель.
— Крааасный, — протягивают подростки.
— Все! Балл на ОГЭ у них уже есть, — довольно объясняет мне педагог.
Это был всего лишь промежуточный тест, но Светлана Александровна так активно поддерживает и хвалит детей. Я заняла свободное место среди них.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Сегодня у восьмиклассников по плану тема подсчета калорий. Важное и полезное умение в любом возрасте. Светлана Александровна раздает листы с задачами и исходными данными по калорийности блюд. Забираю один листок себе.
Оказывается, на первый завтрак должно приходиться 14% от общего числа калорий за сутки, на второй завтрак и ужин — по 18%, а 50% занимает обед.
— Так, кто принес калькулятор? Поднимите руки, — спрашивает педагог.
Отозвались три ученика.
— Поздравляю, вы молодцы. А остальные — считаем в уме, видимо. Нам теперь нельзя телефоны на уроках использовать, убираем их в сумки, — объясняет Светлана Александровна.
В кабинете зазвучал недовольный гул.
— Чего возмущаетесь? Я предупреждала вас, что надо калькулятор взять на следующий урок?
— Да, — нехотя отвечают школьники.
— Ну, все. Я ничего не могу с этим поделать, таковы правила.
Удивительно, но ученики откладывают телефоны. Кто в портфель, кто в пенал. Затем приступают к решению задач. Процесс идет медленно, особенно без мобильного. Светлана Александровна уже отошла от быстрого темпа работы с 11-классниками и размеренно подсказывает детям на каждом этапе. Все задачи решаются однотипно — надо составить математическую пропорцию. Никаких сложных терминов и химических реакций, просто сложение и вычитание, умножение и деление. Учитель биологии в этом неплохо разбирается.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Ученик — это коллективная работа всех учителей. Мне в биологии нужна математика, химия. А в ЕГЭ? Там любая буква важна. Это ведь если у ребенка с русским проблемы будут, не получит он балл по биологии, — объясняет она, отвечая на вопрос, который я еще задать даже не успела.
За урок ребята успели решить только две задачи. После звонка учительница напоминает детям, что все еще принимает рисунки с гербами и флагами регионов. «Патриотично», — думаю я. Оказалось, что у этого задания образовательная цель. На символах субъектов изображают флору и фауну местности. Так можно выработать ассоциации и запомнить, где какие растения и животные распространены. За работу любого художественного качества ставят пятерку.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Для учеников из классов постарше есть подобное задание. Их просят приносить мемы на тему биологии. Приколы можно найти в интернете или придумать самим. На столе у Светланы Александровны накопилась целая стопка.
На перемене к ней приходят два класса выпускников. Они сейчас должны отрепетировать песню к смотрю строя. Пока школьники собираются и выстраиваются, Светлана Александровна в суете прибирает стол и убирает материалы, которые использовались на предыдущих уроках. За оставшиеся 10 минут она должна успеть с ребятами выучить куплет песни и пропеть его несколько раз. А еще подготовиться к следующему уроку.
Песню с ребятами учитель разучивает так же, по ассоциациям. На этот раз не словесным, а по жестам. На словах про большую страну она разводит в стороны руки, на словах про любовь к Родине — прижимает к сердцу. Даже я к концу перемены запомнила куплет, хотя слушала вполуха.
Урок третий
Следующее занятие — у девятого класса. Межвидовые отличия школьникам Светлана Александровна объясняет на примере K-POP и аниме. После звонка мы остаемся поговорить. Она закрыла кабинет и, облегченно выдыхая, села за стол. Последние пару уроков и перемен прошли очень интенсивно, поэтому я понимаю ее усталость.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В профильных классах работать сложнее, но интереснее, признается она.
— Когда у тебя целых пять часов в неделю с классом, да еще и группа маленькая, стыдно не вкладываться. Хочется дать им максимум, — говорит Светлана Александровна.
Сейчас она работает на 1,5 ставки, как и большинство учителей в Екатеринбурге. В середине года ушел второй педагог, который не смог совмещать обучение в магистратуре и работу в школе. Теперь вместо 18 часов в неделю у нее нагрузка в 25. Но учитель не жалуется.
— Жить надо по максимуму. Человек рождается один раз. Надо охватить пользой как можно больше детей, пока не наступил обратный процесс, — смеется она.
Еще она подготавливает молодых классных руководителей. Рассказывает им, как проводить собрания с родителями, помогает в сложных ситуациях с учениками. Ей эта работа тоже нравится.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Смысл жизни в чем? В том, чтобы твоим опытом овладели другие, — жизнеутверждающе делится Светлана Александровна.
Она говорит, что при такой нагрузке платят около 50 тысяч рублей. Также учителей регулярно премируют.
За 22 года работы в школе через Светлану Александровну прошли 5000 учеников. Очевидно, что дети — это главная причина, которая доводит педагогов до выгорания. Моя собеседница видит в них другое.
— Смотреть, как они идут вперед, самое мотивирующее. Я каждый день вижу, как дети становятся старше и лучше. Ребята приносят в школу огромное количество энергии. И они ведь совсем без маски, такие искренние. Эта безмасочность меня очень подпитывает, — эмоционально объясняет Светлана Александровна.
Они и сама очень искренняя. Открыто говорит, что ей с трудом дается английский и эти образовательные нововведения с компьютерами. В K-POP и аниме она мало что понимает, но знает, что детям это нравится, поэтому поглядывает эти темы. Что позволяет говорить со школьниками на одном языке.
— Учитель — однокоренное слово с «учеником» и «ученым». Ко мне приходят ученики, а должны выйти ученые. Они могут быть на-учены, при-учены, но они должны быть с этим корнем. Я считаю, что педагог должен учить своим примером. Собранности, аккуратности, дисциплинированности, терпению, самообразованию, культуре речи, интересом к новому. Всему! — объясняет она.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Педагог планирует работать в школе, пока позволяет здоровье. Этот ресурс необходим не только для работы, но и для семьи. Еще надо приберечь его для хобби. В свободное от работы время Светлана Александровна «запойно читает». Книги ей советует одна из коллег — учитель русского и литературы. Некоторые экземпляры берет даже в школьной библиотеке. «Винни-Пуха» Алана Милна она с восторгом называет самым саркастическим произведением.
За будущее своего кабинета педагог спокойна.
— Свято место пусто не бывает. Я уверена — придет учитель, который будет лучше меня, моложе, энергичнее. Которому все будет по силам. Я же пришла в эту школу географом. Здесь был другой учитель биологии. Она подготовила меня, потом пришла, посмотрела так оценивающе и сказала: «Я ухожу с чистой совестью». Мне надо доработать до такого же. Уйти, зная, что после себя оставила хорошего педагога, — объясняет она.
Нас перебивает звонок. В дверь никто не ломится и не стучится.
— Они у меня дисциплинированные, знают, что нельзя, если закрыто, — проговаривает Светлана Александровна, открывая замок. Учитель выходит в коридор, но там пусто. Она выглядывает в холл. Там тоже никого нет.
— Не поняла…Где у меня ученики? Неужели окно, — с удивлением возвращается Светлана Александровна и идет к столу. Она открывает ежедневник и листает до нужной страницы.
— Да! Окно! Аня, представляешь, действительно окно! — радостно восклицает учитель. — Такое редко бывает. Может, сходим в столовую, а?
Я безоговорочно соглашаюсь. На работу я увожу с собой три булочки с корицей. Жаль, что их калорийности нет в табличках, которые Светлана Александровна раздавала на уроке с 8-м «Б».