На масштабный форум похоронщиков в «Экспо» съехались сотни представителей отрасли из разных городов России и Белоруссии. Два дня они посещали лекции о прощальных церемониях и мастер-классы по сборке ритуальных букетов и резке камня.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Самая интересная часть форума — выставка траурного дизайна. Здесь производители показывают самые последние инновации в ритуальной сфере. Например, можно увидеть камнеобрабатывающие станки, которые возят из России в Китай, США и Японию (а не наоборот).
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Пообщавшись с представителями похоронной индустрии, 66.RU составил рейтинг главных ноу-хау в сфере ритуальных услуг. Краткий топ-5 выглядит так:
Поговорим подробнее о каждом из них.
Главный тренд отрасли — переход от камня в надгробиях к стеклу. Производители утверждают, что этот материал такой же прочный и долговечный, а кладбища с ним будут смотреться более привлекательно.
«Хочется, чтобы у нас были не грустные кладбища, а сады памяти. Чтобы туда было приятно приходить с детьми и рассказывать им о предках», — объяснил представитель Kristalux. Компания почти 20 лет занимается стеклом. А три года назад начала делать из него и памятники.
Более привычный вариант стеклянного надгробия внешне похож на обычный гранитный или мраморный. Для этого стекло покрывают черной керамической краской с тыльной стороны.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Но производители пошли дальше и стали использовать прозрачное стекло для надгробий. Так появилась коллекция «Айсберг». На памятниках с помощью алмазной гравировки добиваются эффекта преломления света в толще стекла. В коллекции представлено восемь дизайнов. Например, «Солнце» и «Крыло ангела».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Солнечные лучи олицетворяют свет, который человек дарил на своем жизненном пути. Лучи-треугольники напоминают о завершении цикла (Начало-Становление-Завершение), о совершенности и высшей духовности мира. |
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Крыло ангела символизирует душевную чистоту, спокойствие и любовь. |
Памятники из стекла выглядят довольно хрупкими. Допустим, они выстоят в дождь и снег. Но кажется, что при приближении вандалов надгробия разлетятся вдребезги.
На эти сомнения производитель отвечает философски: «Вандалов боятся и камень, и танки. Мы даем гарантию 25 лет на естественное разрушение. Но стоит понимать, что память — неощутимая вещь и является фундаментом любой культуры. Пока человек помнит, все работает и сохраняется».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Прямо напротив стенда памятников Kristalux находится корнер стеклянных арт-объектов в виде волн, пламени и пруда с карпами. Такие инсталляции делает челябинская студия Stela.
«Мы уже два года материализуем мысли людей и их образы через стекло и преломление света», — объяснил представитель компании.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Слои каленого стекла вручную вырезают по отдельности и соединяют полимерным клеем. Полимеры долго разлагаются. Для экологии такое свойство материала — ужасная проблема. Но для ритуальных услуг длительное разложение играет только в плюс.
«А я вас сразу по голосу узнал», — вдруг заметил представитель Stela. Оказывается, наш подкаст «Дима, чо происходит?» знают и в ритуальной сфере. Однажды у нас даже был эпизод про инновации в сфере смерти.
На выставке также можно увидеть яркие стеклянные надгробия с цветной светопечатью во всю высоту памятника. Красочные изображения делают на стекле, металле и камне. Представители компании «Сфера» утверждают, что спрос на такие надгробия растет.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
А в Камышлове придумали делать бюджетные надгробья из смеси камня и пластика.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
«В натуральный камень внедряется пластик, поэтому памятник получается очень легким — всего 6 кг. Стоит он тоже у нас очень бюджетно — всего 2,5 тыс. рублей. Разные ведь ситуации бывают у людей. Десять лет гарантии мы даем, но стоять он будет намного дольше, потому что пластик разлагается 500 лет», — объяснил производитель.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В России люди стали чаще кремировать умерших. По словам директора компании «Мемориа» Ксении Скибицкой, сейчас в стране доля кремаций составляет 70% захоронений. Лидируют Москва и Санкт-Петербург. При этом в некоторых городах — например, в Норильске — процент кремации доходит до 90 из-за особенностей почвы.
«Я думаю, эта тенденция будет нарастать. Сейчас у нас в городах очень мало крематориев. Но кремация удобнее по сравнению с обычными похоронами», — считает руководитель «Мемории».
Компания Скибицкой два года производит урны для праха. Она утверждает, что когда организация заходила на этот рынок, другие производители делали классические урны из керамики и МДФ. В «Мемории» же вдохновлялись опытом США и других стран, где урны часто оставляют дома в качестве предмета интерьера.
«У нас законодательно не запрещено хранить прах дома. Вы должны предоставить документы, куда его будете захоранивать, а дальше можете делать с ним все что угодно. Вот в Германии, например, существует такой запрет. А в США, как мы знаем по фильмам, прах ставят на камин. Поэтому сейчас урны из МДФ берут, чтобы поставить дома».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Урна может отражать интересы человека: если погиб музыкант, для него сделают урну в виде гитары. А если фотограф — то фотоаппарат.
«Идет тренд на персонализацию. Часто даже представить не можешь, как человек представляет себе урну. Была как-то история: нам позвонили и спросили, можем ли мы сделать урну с коньком. Мы подумали, что речь идет о фигурных коньках. Но оказалось, заказчику нужен был морской конек».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В кремации, как и на других рынках, есть своя сезонность. В колумбариях ставят урны из керамики, камня, металла. Такие предметы герметично защищены и простоят много лет. А деревянные урны, как правило, захоранивают. Поэтому зимой популярна керамика. А весной, летом и осенью, когда закапывать проще, берут деревянные.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Ксения Скибицкая выделяет главный тренд в кремации — деление праха. Если раньше крематории делали капсулы, сейчас прах размещают в мешочках. Это позволяет делить его между родственниками и делать урны небольшими по объему.
«Люди переезжают и хотят захоронить часть праха где-то рядом с собой, а часть увезти на родину погибшего. Доходит до того, что прах делят на десять частей между родственниками. Такая тенденция также связана с СВО. Например, матери хотят сохранить у себя частичку праха погибшего сына», — объяснила представитель «Мемории».
Также делают парные урны. Например, в виде знака инь и ян.
А уже в следующем году в России могут появиться экоурны, из которых прорастают деревья.
«Сейчас вообще очень много разных вещей, которые делают из праха: карандаши, пластинки, украшения. Можно даже прах смешать с краской и сделать татуировку. К следующему году мы планируем разработать свою урну с семенами», — поделилась планами Ксения Скибицкая.
Казалось бы, что-что, а гробы остаются неизменными. Классический гроб имеет шестигранную или четырехгранную форму. Как, например саркофаги, которые пришли к нам из США (поэтому производители называют их «американцами»).
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Но и здесь есть свои тонкости.
«В Удмуртии есть поверие, что если осталось лишнее место в гробу, то жди следующего покойника. А вот мы работаем с Мурманском, и там, наоборот, заказывают гробы по два метра, потому что гроб должен быть большим. Чтобы человек хотя бы на том свете был свободным. А в Улан-Удэ, там вообще. Шаман какой-то сказал, что надо хоронить во всем красном, значит, нужен красный гроб», — объясняет представительница компании «Харон» из Ижевска.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
А военные, по ее словам, предпочитают восьмигранные гробы: «Им очень нравятся восьмигранники. У них идет расширение по плечам. Если у стандартного гроба 60 см ширина, то у таких 65 см».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Классический гроб могут задекорировать — украсить принтами или сделать бело-розовым для женщин.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Но даже производители гробов идут на инновации. Например, в екатеринбургской компании «Белая Ива» придумали не лакировать гробы, а ламинировать их:
«Пока в УрФО такого больше никто не делает. А мы делаем их трех цветов: светлого, мраморно-черного и медного. Такой гроб по цене не сильно дороже обычного — стоит 16 тысяч. А на вид — совершенно другой. Людям не стыдно положить в него близкого и проводить в последний путь».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Также общемировой тренд на все экологичное добрался до гробов. Например, компания в Севастополе выпускает экогробы для кремации из гофрокартона. Стоят они сравнительно недорого — от 1900 до 7400 рублей.
Правда, выглядят не так помпезно, как деревянные. Самый дешевый вариант больше похож на обычную картонную коробку.
А модель «Премиум+» украшают фотографиями и могут сделать разноцветным.
В оформлении могил тоже появляются новые тренды. Например, компания из Белоруссии Viallan RU продает буквы для надгробий из итальянской литой бронзы
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
А еще они поставляют на российский рынок лампады с электрическими свечами: «Они сейчас стали популярными. Мы их завезли в прошлом году из Китая. Это и красиво, и безопасно, и за лампадой тоже ухаживать не нужно, так как ничего не коптит».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Чаще всего могилу украшают венками. Россия в этом отношении отстает от мировых тенденций. Например, по словам представительницы продавца искусственных цветов «Вечный путь», в европейском декоре чаще обращаются к виноградной лозе и более тонким каркасам:
«У нас если раньше клиенты предпочитали брать что-нибудь попроще, подешевле, то сейчас ориентируются на красивые дорогие композиции. Поэтому и сами производители изощряются как могут».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Но все производители пытаются придумать что-то новое. Больше атмосферных кадров с выставки — в фоторепортаже Антона Буценко.