Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая

7 февраля 2024, 18:30
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Я встала в 04:00, чтобы вовремя приехать в Северное депо. Нет, не для того, чтобы выслушать жалобы сотрудников «Гортранса» на маленькие зарплаты. Об этой проблеме знают все, но мало кто задумывается, что за люди выбирают эти профессии и как проходит их день. Рассказ о сотрудниках муниципального предприятия — в репортаже.

На часах 05:30. Я захожу в Северное трамвайное депо на Космонавтов, параллельно проклиная тот день, когда решила сделать репортаж с кондуктором и водителем. Вставать так рано просто невыносимо.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Навстречу мне бодрым шагом идет улыбающийся Олег Ерегин — он наш водитель трамвая. Говорит, что за семь лет работы уже привык подниматься рано, тем более от дома до работы идти всего 12 минут.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Тех, кто живет подальше, развозят на служебных автомобилях. Многие не любят первую смену. А мне нравится — потом полдня свободен. Я тоже думал, что будет сложно вставать рано — но как-то нет, привык. В этом есть своя романтика — встречать рассвет», — говорит Олег Ерегин и тут же отвлекается на старый вагон: «Вот, смотрите, тут наши трамвайчики спят».

Работать водителем Ерегину не надоедает — «день на день не похож: разные дорожные ситуации и люди».

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Перешагнув порог депо, водитель должен отметиться у диспетчера и получить путевой лист. C собой нужно иметь права, книжку водителя с тремя талонами и допуск до работы на электроустановках (до 1000 вольт). Без этих документов заступить на смену невозможно.

Доходим до помещения, где водители заступают на смену. Олег Ерегин открывает дверь. Перед глазами таблица с расстановкой вагонов. Наш трамвай № 2 (ВИЗ — Эльмаш) стоит на 14-м пути.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Проходим дальше. За путевыми листами… или за кофе (рядом стоит автомат) скопилась очередь. Мне так точно за кофе. Напиток стоит 40 рублей. Вкус как во всех автоматах — не рекомендую. Но, кажется, в этот раз без него день никак не начать. Уж мне-то точно.

Олег Ерегин заходит на осмотр к медику перед выездом. Все показатели в норме. Идем в депо — пахнет сыростью, слева стоит старый 24-й трамвай. Явно на ремонте.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— И как часто сюда загоняют трамваи?

— У нас есть ежедневный осмотр и раз в неделю мелкий ремонт при необходимости, — отвечает Ерегин.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Заходим в помещение за ключами от нашего вагона. Расписываться за них нигде не надо — выдают при предъявлении книги поезда. Забрали. Идем к нашему вагону, под ногами скрипит снег.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU
«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Нам повезло — едем в новом вагоне. Пока водитель не начал осматривать трамвай, успеваю задать вопрос.

— Почему вы решили стать водителем трамвая? В моем представлении, мечты у людей обычно немного другие.

— Не все мечтают быть космонавтом (смеется). Есть те, кто пришел сюда за мечтой детства, как и я. Даже получил высшее образование по требованию для водителей — «педагог профессионального обучения».

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU
«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Но зарплата в «Гортрансе» же совсем небольшая.

— Небольшая. Но на самом деле мне почему-то хватает. Тем более сейчас нам добавили 10%, — оптимистично отвечает Ерегин.

— А хватает, это сколько?

— Ох, такой неэтичный вопрос…У нас есть возможность переработки — по своему желанию мы можем взять смену в один из выходных.

— И часто перерабатываете?

— Я люблю переработки, почти всегда беру.

Водитель начинает обходить трамвай перед выездом. Снаружи нужно обратить внимание на колеса и фальшборты, которые должны быть закреплены. В салоне надо проверить поручни и сиденья — шатаются или нет. Внутри первых двух одиночных сидений должен быть песок. Он помогает зимой, когда сцепление колес с рельсами слабее.

В вагон заходит кондуктор — пенсионерка Екатерина Петрова. К встрече она явно подготовилась — накрашена, в ушах золотые сережки.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Я приехала из Тынды. Там у нас БАМ (Байкало-Амурская магистраль). Знаете? — спрашивает у меня кондуктор.

— Знаю.

Хотя на самом деле, конечно, не знаю. Точнее, БАМ — знаю, Тынду — нет.

В Екатеринбург Екатерина Петрова переехала с мужем два года назад к дочери и внучке. Год все вместе ютились в одной квартире.

В Тынде у женщины с мужем было свое небольшое частное автопредприятие. Автобусы они перегнали на Урал, но здесь бизнес не пошел.

— Это же налоги платить большие надо. Здесь мы сложили все плюсы и минусы и решили, что невыгодно. Закрыли ИП и все продали. Муж сейчас работает водителем автобуса, а я вот здесь — кондуктором. Не пошла к нему на автобус, потому что не люблю эти пробки, — объясняет Екатерина Петрова.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Вагон тронулся и резко затормозил. Стандартная проверка тормозов при выезде из депо. Спасибо кондуктору, что предупредила, и в этот момент я крепко держусь за поручень.

— Почему все-таки решили работать именно кондуктором? Обычно девочки мечтают быть актрисами.

— Нет, у меня никогда мечты кем-то конкретным стать не было. Вот внучка у меня хочет стать актрисой (улыбается). Так получилось. У меня нет высшего образования, есть среднеспециальное по молочной промышленности. Красный диплом. Я вообще сейчас должна работать на заводе и выпускать вам молочко. Но по профессии я так и не поработала. У нас же город молодой, завода нет.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Ели брать общий стаж (и в Тынде, и в Екатеринбурге), то кондуктором я работаю уже шесть лет. Вообще, всякие у меня работы были. И продавцом, и в «Уральском научно-исследовательском институте охраны материнства и младенчества» уборщицей, санитаркой. Там было тяжело, не каждый такой темп выдержит.

Тем более у меня пошла аллергия на перчатки. Смотрите! — протягивает мне свою руку. Сбоку на большом пальце замечаю ямку, как от небольшого ожога.

Первые пассажиры заходят на Турбинном заводе. Трое мужчин в рабочей одежде едут со смены, уткнувшись в телефоны.

Пока людей мало, не оставляю попыток узнать истинную причину работы кондуктором. И вот спустя 20 минут общения, кажется, звучит именно она:

— … Немного влезли в долги при переезде. Поэтому нужно поработать, — признается Екатерина Петрова.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В этом вагоне кондуктору нравится все, кроме лесенок в салоне. Говорит, непонятно, «зачем какой-то дизайнер так придумал».

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В отличие от водителя, она не скрывает сумму заработка — 24 тысячи, если ты без большого опыта и не берешь переработок. На дополнительные смены она выходит не так часто, как Олег Ерегин.

Остановка «Калининская» (рядом завод имени Калинина). Здесь пассажиров уже побольше, но салон еще не полный.

— Знаете, у вас тут люди какие-то хмурые, загруженные, раздраженные. В Тынде не так — наверно, потому что город очень маленький, не такие расстояния. А в Екатеринбурге столько времени надо, чтобы только на работу добраться. Но зато здесь есть куда сходить, — воодушевленно произносит Екатерина Петрова последнюю фразу.

— Да. И на кого ходили?

— На «Уральских пельменей», естественно.

— Ну, естественно.

— На этих еще, как его, с Лещенко вместе. А, Винокур. И еще на какой-то спектакль ходили.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— У вас на «зайцев» уже взгляд наметан?

— Не всегда. Ты же больше по сидушкам зрительно работаешь. Поэтому в толпе стоящих их не сразу замечаешь. А как сел — видишь, ага, свеженький сидит. Вообще, пассажиры разные бывают. Случается, сильно нервничают, что долго едем. Как-то у меня был случай — мама зашла с ребенком, ему на вид явно лет семь-восемь. Мама говорит ему: «скажи, что тебе шесть». Ну, я не стала брать с него. С пьяных тоже. Бывает, зайдет совсем пьяный, вот что с него взять…

Собирая деньги с пассажиров, Екатерина Петрова просвещает меня. Рассказывает, что нельзя расплачиваться личной «Екартой» за другого человека.

— Контролеры тогда имеют право ее изъять. Но хочу сказать, это недостаток информирования. Людям не говорят, что так нельзя. Когда я сама получала «Екарту», мне никто не объяснил, что так делать нельзя.

Конечная. «Эльмаш». Водитель бегло осматривает салон и сразу запускает пассажиров.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Разве можно так сразу на конечной запускать? Нужно же перерыв выждать?

— По идее, да. Но пассажиры же нас просто тогда съедят. Столько на морозе простояли, — отвечает кондуктор.

На конечной салон постепенно заполняют люди.

— Садитесь. Мне все равно сейчас работать — не присесть, — пускает меня на свое место Екатерина Петрова и растворяется в толпе.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Меньше людей стало только на остановке у завода Калинина и ближе к центру. С «Оперного театра» на ВИЗ трамвай ехал практически пустой.

— Вот смотрите, что после первого рейса, — говорит мне кондуктор, вытирая влажной салфеткой брюки, на которых свежая грязь.

На конечной ВИЗа кондукторы и водители могут себе что-то купить. Раньше на конечных были столовые, но их закрыли из-за нерентабельности. Сотрудники «Гортранса» в большинстве случаев берут еду с собой из дома.

— Хочешь если, сходи в наш туалет. Хотя, может, после его посещения у тебя возникнет психологическая травма, — шутит Олег Ерегин.

— Не, спасибо, — говорю я. Хотя, в туалет, честно говоря, хочется. Но после его слов решаю потерпеть.

После небольшого перерыва садимся обратно в трамвай.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU
«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Как думаете, сколько человек я уже обилетила, — обращается ко мне Екатерина Петрова.

— Не знаю, из меня плохой счетовод. Гуманитарий. Наверно, человек 100, — прикидываю я.

— Ну, почти. Побольше, — отвечает кондуктор.

Мой внутренний математик ликует — почти угадала.

Время 08:15. Меня уже укачало, хочется спать. Кондуктор говорит, что это нормально.

Чтобы окончательно не заснуть, принимаем с фотографом решение сойти с маршрута и пойти поработать в редакцию.

«Немного влезли в долги, поэтому надо поработать». Один день с кондуктором трамвая
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Перед выходом из салона замечаю, что в трамвае сломан или не включен валидатор — на экране написано «смена завершена». Водитель уверяет, что прибор сломался впервые — оформит заявку, и его починят.

Дарья Александрович