Из торгового центра в море
Алеся Каленик родом из Беларуси, последние годы живет в Петербурге, с 2013 года работает в море. Тогда она устроилась сотрудницей магазина dutyfree на курсировавший по Прибалтике паром St. Peter Line. До этого девушка работала в магазине одежды в одном из торговых центров.
«В объявлении были перечислены требования, обязанности продавца-консультанта и уровень зарплаты. Меня привлекло все перечисленное», — вспоминает Каленик.
После двух собеседований ей предложили занять должность и установили испытательный срок — четыре дня. Первый рейс был назначен на 4 апреля.
Фото: предоставлено 66.RU Алесей Каленик |
---|
Первые дни были непростыми. Вначале Алеся Каленик путалась в лабиринтах огромного лайнера, узнала, что работники DutyFree — как и весь экипаж — питаются отдельно от гостей, и другую специфику работы на пароме.
«На четвертый день должна была решиться моя судьба: берут меня или нет. «Вы для нас стали частью команды, а мы — для вас», — фраза, после которой я не смогла сдержать слезы счастья», — делится Алеся Каленик.
Так девушка проработала четыре года, потом еще полтора года провела на другом пароме. А потом узнала от знакомых о возможности стать стюардессой на частной яхте.
«Знакомые подсказали, что нужно пройти собеседование во Франции. Я поехала туда. Меня одобрили», — говорит Каленик.
Тогда Алеся Каленик стала третьей стюардессой на первой в своей жизни суперъяхте (особый класс роскошных частных судов длиной от 50 до 160 м). Она занималась стиркой и уборкой ванных комнат в каютах. Полноценную уборку кают не доверяют стюардессам без опыта — нужно знать все средства для чистки, чтобы не испортить дорогостоящую мебель и другие вещи. Например, уметь работать с золотыми покрытиями и правильно чистить велюры в изголовье кроватей.
Несмотря на то, что у Алеси Каленик уже был морской опыт, первая работа на яхте сопровождалась страхом. «На пароме поток людей постоянно меняется. А тут это долгосрочные отношения с гостями. Плюс, нужно помнить, что судовладелец всегда прав», — говорит она.
Фото: предоставлено 66.RU Алесей Каленик |
---|
Через полгода Каленик начала работать в каютах, а затем стала второй стюардессой и помогала главной. Теперь она сама занимает должность первой стюардессы в экипаже из 12 человек, а за ее плечами — путешествия почти в 40 стран.
До середины февраля Алеся Каленик в отпуске, после — снова отправится в рейс.
«Сейчас я уже не могу представить себя, работающей на берегу», — говорит она.
Как становятся стюардессами на яхтах
Фото: предоставлено 66.RU Алесей Каленик |
---|
Чтобы устроиться яхтстюардессой, необходимо совершить несколько шагов.
- Пройти специальные курсы в тренировочном центре морских систем: их проводят в России и за рубежом. Каленик училась в Эстонии. Обучение длится два месяца и стоит порядка 100–200 тыс. рублей.
- Договориться с капитаном. Он оформит разрешение на то, чтобы будущая яхтстюардесса получила морские документы. Самостоятельно найти его не удастся, но помочь сможет учебный центр.
- Сдать экзамен и получить все документы. На это придется потратить еще от 35 до 75 тыс. рублей.
Уровень образования не важен (достаточно среднего), но требования предъявляются к возрасту. После 30 лет работать можно только первой стюардессой, то есть к этому времени нужно иметь немалый опыт работы. Поэтому в профессию лучше прийти как можно раньше.
Есть требования и к внешности. «Если на авиалиниях требуются высокие девушки, то на яхтах ценится миниатюрность. На них узко, поэтому девушке будет проще, если она будет не очень высокой. Внешность тоже важный фактор, но не главный критерий отбора», — говорит Алеся Каленик.
Стюард или стюардесса должны быть здоровы. С дефектами речи, плоскостопием, плохим зрением (дальнозоркость и близорукость выше 3.0 д), не говоря уже о более серьезных заболеваниях, на судно не возьмут.
Членам экипажа запрещено употреблять алкоголь.
Категории стюардесс
Стюардессы на яхте бывают разного уровня, от которого зависит объем их обязанностей:
- chief-сюардесса (или первая стюардесса): главная стюардесса. Отвечает за коммуникацию с гостями и капитаном. Она руководит другими стюардессами. Если гости яхты хотят выйти в город, должна составить для них программу. Отвечает за приемы пищи, сервировку, бар и каюты;
- вторая стюардесса помогает первой;
- третья стюардесса убирает каюты.
Сколько работают яхтстюардессы
Фото: предоставлено 66.RU Алесей Каленик |
---|
Контракты у стюардесс на яхтах продолжительные — на срок от шести до девяти месяцев. Сотрудницы отвечают не только за чистоту и уют, но и за безопасность на судне. Стюардессы, как и все члены экипажа на яхте, несут вахты: даже если у всех выходной, один человек всегда остается на борту. Если яхта стоит в марине (специальной гавани), другим членам экипажа можно сойти на сушу.
Если на яхте нет гостей, то стюардессам положен один выходной в неделю. Но если гости на борту, о выходных придется забыть. Алеся Каленик объясняет, что рабочий день начинается сразу после пробуждения. Смены обычно длятся восемь часов. Между ними есть немного времени на отдых.
В перерывах между контрактами нужно продлевать документы. Некоторые свидетельства на профпригодность требуется подтверждать каждый год.
Работа непростая, но в ней есть свои плюсы. Например, зарплаты стюардесс в зависимости от уровня варьируются в диапазоне от 1,2 тыс. до 8,5 тыс. долларов в месяц.
«Во-первых, мы экономим: не платим за жилье и питание, потому что живем на яхте и питаемся вместе с остальным экипажем. Во-вторых, за лето можно посмотреть пол-Европы. Но это зависит от судовладельца: он может принять решение — быть весь сезон в марине и выходить в море только на небольшие прогулки. В-третьих, тебя все время окружают красивые виды: горы, вулканы, достопримечательности. А рассветы в открытом море дух захватывают», — говорит Алеся Каленик.
Фото: предоставлено 66.RU Алесей Каленик |
---|
Спрос на яхтсюардесс большой
Несмотря на события последних двух лет, спрос на стюардесс и стюардов из России остается высоким. Алеся Каленик объясняет это тем, что 45% частных яхт в мире — российские. «Русских, белорусок, украинок и казашек ценят больше всего за исполнительность и трудолюбие», — рассказывает она.
Единственной проблемой, по ее словам, стали шенгенские визы. Часто яхты стоят в европейских странах. Сейчас процесс получения визы занимает больше времени, чем пару лет назад.
После моря
Как правило, стюардессами работают до 40 лет. После этого многие бывшие стюарды или стюардессы начинают заниматься обучением обслуживающего персонала для яхт.