«История про людей, которые в канун Нового года оказываются совсем одни»
— В конце декабря в Ельцин Центре представят новый новогодний спектакль «Новогодние приключения Гены и Уйбаана», который основан на вашей пьесе. Расскажите, о чем эта постановка? Для кого она?
Фото: предоставлено 66.RU |
---|
— Это новогодняя история для взрослых про двух одиноких, не очень удачливых в жизни людей — актера Гены и курьера-якута по имени Уйбаан (якутизированный вариант христианского имени Иван, — прим. ред.). Изначально они незнакомы друг с другом, но по воле судьбы им приходится вместе работать Дедом Морозом и Снегурочкой в новогоднюю ночь. Герои ходят по квартирам, видят разные социальные слои и проходят через разные истории. К Новому году они подходят изменившимися.
— Как вам пришла идея пьесы? У вас был опыт работы Снегурочкой?
— Нет, такого опыта у меня не было. Просто в прошлом году перед праздником было совершенно не радостно. Абсолютно не было новогоднего настроения, но было много тревог и боли. Из этого родилась история про людей, которые в канун Нового года оказываются совсем одни.
На этом фоне зародилась эта история. Она о том, что чудо всегда рядом, хоть оно может быть нетривиальным и не выглядеть как таковое.
«В коммерческой истории нет места для творчества»
— Новогодние представления и фильмы для взрослых стоят особняком среди других жанров. Какие определяющие черты можно здесь выделить? На что ориентируется сценарист, когда пишет сценарий такой ленты или постановки?
— Атмосфера Нового года и Рождества всегда обостряет проблемы в жизни героев, которые были до этого. Часто это история про одиночество, отсутствие какого-то любимого человека в жизни, про неустроенность. В преддверии праздника, когда вокруг огоньки и все дарят друг другу подарки, люди, которых что-то не устраивает в жизни, особенно сильно чувствуют свое одиночество. Поэтому большинство новогодних историй начинаются именно так.
— Новогодний фильм всегда должен заканчиваться хеппи-эндом?
— Закон жанра подразумевает, что какое-то счастье должно случиться в конце. Все-таки новогодняя история — это история про чудо. Наверное, оно не всегда должно быть таким, каким его представляет герой. Но оно должно произойти.
— Вы создавали сценарий для пятой части франшизы «Елки». Как это произошло?
— Меня пригласили работать в команде. Мне понравился этот опыт. Это была большая командная работа, где каждый был ответственным за свою часть истории.
— Как это влияет на творческий процесс? Ведь уже существовала франшиза, созданная другими людьми, которую нужно было продолжать.
— В команде есть главный автор, который соединяет все наработки в одно целое.
— На что вы ориентировались в работе над своей частью сценария? Насколько это можно назвать творчеством?
— Я ни на что не ориентировалась: у меня было задание, которое нужно было выполнить. Для творчества здесь практически нет места — это больше коммерческая история.
— То есть если сравнивать работу над пьесой «Новогодние приключения Гены и Уйбаана» и над «Елками», творчество остается только в первом варианте?
— Я эту пьесу писала вообще изначально для себя. Просто потом дирекция Ельцин Центра захотела, чтобы ее поставили на их площадке. А работа над «Елками» или над любым другим проектом на заказ подразумевает, что ты конкретно выполняешь заказ — у тебя много ограничений.
«Коммерческие проекты не станут классикой»
— А какой лично у вас топ новогодних фильмов?
— У меня есть список любимых лент: «Один дома», «Дневник Бриджит Джонс», «Гарри Поттер». Если говорить о наших картинах, то это ленты, которые нельзя напрямую назвать новогодними, но их каждый год все равно показывают. Это «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и другие комедии Гайдая. Каждый раз смотрю и думаю: как это круто придумано и как это смешно даже спустя столько лет.
В конце декабря стало известно, что фильм «Один дома» исчез из онлайн-кинотеатров «Иви», Wink и «Кинопоиск». |
— Как вы думаете, в чем феномен таких фильмов, как «Один дома» и «Ирония судьбы, или С легким паром»?
— «Один дома» просто очень остроумно придуман. Авторы осовременили роман Джеймса Купера про мальчика и индейцев. И с одной стороны, получилось очень весело, но с другой, здесь есть тема одиночества — у мальчика и женщины с голубями.
Если говорить про «Дневник Бриджит Джонс», то он построен на простой истории о девушке, которая ищет мужчину. Но «даже если вам немного за тридцать, есть надежда выйти замуж за принца» — и этот сюжет тоже соответствует нашим праздничным ожиданиям.
«Ирония судьбы, или С легким паром» не относится к моим любимым фильмам. Он стал атрибутом Нового года, но у меня к нему много вопросов. Мне кажется, что практически все персонажи в нем довольно инфантильные, хотя они все сильно взрослые люди. Но здесь тоже звучит эта тема о том, что герои живут какую-то не свою жизнь, не с теми партнерами. А под Новый год находят друг друга, и все меняется.
— Почему современные фильмы не становятся такими же популярными? Во время каникул кинотеатры забиты, но потом их никто не пересматривает.
— Я сама каждый год пересматриваю «Страну Оз» Васи Сигарева. Для меня это прекрасное новогоднее кино. Но это действительно скорее исключение.
Наверное, дело в том, что те же «Елки» — это очень коммерческий проект. У него нет задачи создать авторское кино. Это просто развлекательный контент.
— Создается ощущение, что новогодние фильмы в России вообще перестают существовать. В нулевых и десятых кроме «Елок» выходили такие ленты, как «Тариф новогодний» и «Черная молния», например. Но сейчас и этого нет. Российское новогоднее кино вымирает?
— Я бы так не сказала. Недавно я смотрела на список проектов, которые будет отбирать Минкульт для гранта, и там по названиям видно, что предлагают много новогодних фильмов.
«Нейросеть может написать сценарий для «Елок»
— А ситуация в театрах чем-то отличается от ситуации в кино? Например, билеты на «Щелкунчика» массово скупают уже октябре. Но это тоже классика. Появляется ли что-то новое?
— Каждый театр выпускает какую-то премьеру к Новому году. Например, я недавно была в Красноярске, и там к праздникам поставили «Хождение по мукам» (я там писала инсценировку). Это, конечно, не очень новогоднее произведение. Но люди ходят наверняка.
Я сама в праздники не очень люблю вообще куда-то ходить. Но мы с мужем как-то прямо 31 декабря сходили на «Щелкунчика» в Перми. Мы посмотрели спектакль, прибежали на съемную квартиру, заказали какую-то доставку и встретили Новый год. Замечательно тогда отпраздновали.
— А как вы думаете, нейросети — которые вот-вот и заменят вообще всех — могли бы написать пьесу или сценарий к фильму, который бы стал необычным и настолько успешным, что войдет в классику?
— Исходя из того, насколько я разбираюсь в нейросетях, мне кажется, они могут заменить что-то массовое. Они не заполнят нишу авторского кино и тем более театра. Нейросети выдают контент на среднем, обывательском уровне. Они очень предсказуемы и выдают тот результат, который от них ожидают.
Когда что-то производит настоящий художник, это всегда про парадокс, про совмещение жанров и нетривиальные выводы. Хорошие большие тексты у автора всегда про личное. Он всегда обращается к тому, что есть у него в памяти. Именно поэтому получается так достоверно. Эти истории не рождаются по схеме. Такое нейросеть не может создать: у нее нет эмоциональной составляющей.
Но, например, сценарий для среднестатистического сериала с узнаваемой понятной историей искусственный интеллект писать может. Возможно, нейросети будут помогать создавать развлекательный контент. Но при этом роль авторов не станет меньше, потому что искусственному интеллекту нужно ставить задачу правильно.
— Если опять привести в пример тему нашего разговора: то есть нейросеть может написать часть истории для «Елок», но «Новогодние приключения Гены и Уйбаана» — нет?
— Думаю, что так.