Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

В Свердловской области ставят камеры, чтобы избавиться от нелегальных свалок. Но меньше их не становится

экология алексей вихарев
19 декабря 2023, 11:56
Фото: предоставлено 66.RU
В регионе несколько лет устанавливают камеры и проводят рейды в местах, где нелегально сваливают отходы. Но меньше таких свалок не становится. Часто за выброс мусора в неположенном месте компании расплачиваются штрафами от 30 до 200 тыс. рублей. Для них такие суммы незначительны, поэтому они беспрепятственно продолжают сбрасывать отходы в лесах. По закону есть и более жесткая мера — конфискация грузовиков, из которых выкидывают мусор на несанкционированные свалки. Но к ней не прибегают из-за юридических сложностей.

Несанкционированный сброс отходов в том или ином виде существовал всегда. Но с начала «мусорной» реформы 2018–2019 годов проблема встала особенно остро: мусор начали стихийно бросать на пустырях и в лесах.

Как сейчас борются с нелегальными свалками

С начала реформы прошло почти пять лет. Чтобы решить проблему, в Свердловской области минприроды, минЖКХ и ЕМУП «Спецавтобаза» установили десятки фотоловушек в местах, где часто возникают несанкционированные свалки — в лесопарках, возле съездов в лес, на территориях у водоемов и на окраинах населенных пунктов.

Данные с камер оперативно передают сотрудникам минприроды. Копию постановления с материалами фиксации нарушения собственник машины получает по почте или через «Госуслуги», после чего он должен уплатить штраф.

Данные с камер позволяют оперативно привлечь нарушителей к ответственности.

  • С 2022 года за мусор, выброшенный из легкового автомобиля, гражданин заплатит от 10 до 15 тыс. рублей. Для юридических лиц штраф составляет от 30 до 50 тыс. рублей. Если мусор выбросили из грузовика, то максимальный размер штрафа для граждан составит 50 тыс. рублей, а для юрлиц — 120 тыс. рублей.
  • При повторном нарушении гражданина обяжут выплатить штраф до 70 тыс. рублей; должностных лиц — до 100 тыс. рублей; юрлиц — до 200 тыс. рублей. При этом в отношении должностных и юридических лиц в этом случае суд может также вынести решение о конфискации транспорта как орудия правонарушения.
    К тому же на время производства по делу об административном правонарушении возможно изъятие транспортного средства: его временно увезут на штрафстоянку.

Новая мера дает свои результаты, нелегальные свалки обнаруживают все чаще. За последние четыре года в регионе ликвидировали более 4,5 тыс. свалок, главным образом — стихийных.

В Свердловской области ставят камеры, чтобы избавиться от нелегальных свалок. Но меньше их не становится
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

В чем проблема

В Свердловской области ставят камеры, чтобы избавиться от нелегальных свалок. Но меньше их не становится
Фото: предоставлено 66.RU

Нелегальная свалка на территории Шабровского карьера

Несмотря на существующие законы, наказание в виде конфискации транспорта практически не применяется. Дело в том, что его может назначить только суд.

А не все дела, связанные с несанкционированным сбросом отходов, доходят до суда. Зачастую выявленные с помощью фото-, видеофиксации нарушения рассматривают в административном порядке, и все заканчивается штрафами, объяснил руководитель свердловского отделения Российского экологического общества (РЭО) Алексей Вихарев.

С одной стороны, в бюджет довольно быстро попадают денежные средства от выплаченного штрафа. Но с другой, нарушитель несет менее серьезные последствия и почти беспрепятственно может продолжать вывозить мусор на незаконные свалки.

Как изменить ситуацию

Принципиально изменить ситуацию, по словам Алексея Вихарева, может только смена общей практики борьбы с нелегальными свалками.

Алексей Вихарев, руководитель свердловского отделения Российского экологического общества:

— Если мы говорим о санкциях как о мере, направленной на предотвращение правонарушения, то они должны быть невыгодны правонарушителям. Лицо — физическое или юридическое, неважно, — должно делать выбор в пользу легального размещения отходов и платы за это, а не в пользу уплаты штрафа или лишения имущества.

Алексей Вихарев считает, что более широкая практика конфискации транспорта за нелегальный сброс отходов — всего лишь дело времени.

Владислава Ямщикова