Исследование провели Уральская гильдия преподавателей русского языка как иностранного и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Специалисты проверили около 1000 вывесок в центральных районах трех крупнейших городов Свердловской области. Исследование показало, что в среднем около 15% наружной рекламы имеет иностранные слова.
Специалисты выявили пять случаев, когда рекламщики применяют лексику других языков или латинское написание.
Исследование подтвердило, что в городах все еще существует мода, которая пришла в Россию в 90-х годах. Иностранные слова используются достаточно механически, считает председатель Уральской гильдии преподавателей русского языка как иностранного, кандидат политических наук Алексей Боталов.
«Авторы этих вывесок, скорее всего, думают, что использования таких загадочных терминов, которые большинству россиян непонятны, создают особый ореол элитарности, привлекательности, какой-то особенности», — сказал Боталов.
Исследование провели для того, что выяснить текущую ситуацию с наружной рекламой перед тем, как в силу вступят изменения в Закон «О государственном языке». После 1 января 2025 года вся наружная реклама, включая вывески магазинов, должна будет соответствовать новым правилам. Власти запретили использовать иностранные слова, если есть аналоги на русском. Кроме этого, слоганы и названия надо будет продублировать на русском языке и сделать такого же размера и цвета, как и иностранные слова.
«Хочется верить, что в нашей стране ситуация будет немного меняться. По крайней мере, потребители будут задумываться, для чего используют иностранные слова и латинское написание. Надеюсь, что закон, не хочу использовать слову «защищать», но будет способствовать какому-то цивилизованному обогащению нашего языка. Этот процесс будет происходить не в агрессивном формате, будет способствовать развитию нашей языковой культуры, а не ее уничтожению и подавлению», — считает Алексей Боталов.
Эксперт «АКАР Урал» Александр Соловьев тоже отметил, что закон положительно повлияет на рекламную сферу. При этом он добавил, что у таких изменений есть последствия для бизнесменов.
«Мы не видим, чтобы был переходный этап. Мы считаем, что впоследствии 15% рынка будет не соответствовать законам и им придется все переделывать. Одна вывеска стоит порядка 35 тыс. рублей. Если крупный бизнес может на это потратиться, то для малых это увеличивает растраты», — сказал Соловьев.
На практике иностранные слова используют в 30–40% рекламных вывесок, считает Соловьев. Сам механизм наказания еще не проработан.
«Исключения есть, но если отбросить все «за» и «против», то безопасно можно использовать только зарегистрированные торговые марки. Посыл на вывеске должен быть понятен потребителю. Всегда найдется человек, который скажет, что он ничего не понял, напишет заявление и ФАС должна будет среагировать», — отметил Соловьев.
Александр Соловьев сказал, что 88% россиян делают выбор в пользу российских компаний. Людей больше привлекают названия, которые написаны понятными для них словами.
«Целенаправленно покупают именно российские товары 71%. У всего этого есть политический момент, но для бизнеса это важный аспект», — подытожил Соловьев.