Председатель комиссии по городскому хозяйству думы Екатеринбурга Александр Колесников считает, что финансовые проблемы у «Гортранса» возникли в том числе из-за невысокой стоимости билетов в общественном транспорте.
«Мы живем в капитализме, почему мы не поднимаем стоимость проезда? Чего боимся? Не нравится, денег нет — не езди, ходи пешком. По-другому транспортная отрасль не выживет. Билет должен стоить денег», — заявил он.
Вырученные деньги он предложил отдать на зарплаты водителей, чтобы справится с их нехваткой.
«Перевозчики не могут обновить подвижной состав, потому что у них нет денег. В тарифы «Е-карты» вшито 48 категорий льготников. Если все сложить, что стоимость одной поездки получается на 5,6 рубля ниже установленного тарифа. А это все выпадающие доходы, которые никто не компенсирует. Екатеринбург — третья столица России, а у нас транспорт плохо ходит. Позорище. Общественный транспорт — это услуга. Чтобы она была качественная, за нее нужно платить. Или населению, или бюджету. По-другому мы не полетим», — поддержал коллегу Михаил Вечкензин.
Первый заместитель спикера гордумы Михаил Матвеев тоже высказался о работе муниципального предприятия. Он уверен, что слияние автобусного предприятия с трамвайно-троллейбусным управлением в 2018 году не привело к ожидаемой оптимизации.
«Наоборот, стало хуже. Так они хоть как-то между собой конкурировали. Сегодня я не знаю, что есть в «Гортрансе». Все время говорят, что нет водителей. Но и завтра они не появятся. Если сегодня это основная проблема, давайте посмотрим на ее решение нестандартно. Если нужно создать для этого профессионально-техническое училище или колледж — давайте создадим», — предложил он.
Также Матвеев поднял вопрос об увеличении заработной платы водителям и кондукторам: «Если весь корень зла в заработной плате — давайте пойдем на то, чтобы увеличить ее. Чтобы на муниципальных маршрутах у нас не было этой проблемы (нехватки водителей и кондукторов — прим. ред.)».
Виталий Чачин добавил, что зарплату водителям последний раз индексировали в марте 2022 года. С ним поспорил вице-мэр Андрей Корюков: «В Гортрансе самые высокие зарплаты водителей в Екатеринбурге — 50–58 тыс. рублей. А в частных транспортных компаниях водители получают от 16 до 28 тыс.».
В итоге депутаты предложили создать рабочую группу по проблемам общественного транспорта.
Чиновники из городской администрации и областного правительства уже не первый год просят жителей отказаться от автомобилей и пересаживаться на общественный транспорт.
«Я призываю не создавать себе проблему, а там, где сложились нормальные автобусные маршруты, рассматривайте вариант пользования общественным транспортом. Не нужно брать свою машину и прогуливать ее ежедневно по пробкам. Исходя из этого, культура использования общественного пространства нашей с вами улично-дорожной сети даст нам улучшение ситуации и по пробкам, и по безопасности. Общественный транспорт под вас уже готов и ждет вас», — заявлял в июле экс-министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков.
Несмотря на закупку новых автобусов, трамваев и троллейбусов, в городе остается проблема с нехваткой мест в общественном транспорте.