В ассортименте российских аптек снизилось количество сильнодействующих психотропных лекарств, сообщил РБК со ссылкой на данные приложения «Честный знак» и «Мегаптека».
По данным на 17 ноября, препарат против эпилепсии «Фризиум» можно было купить только в 56 точках на всю страну, в Москве — в 2. В 150 аптеках был его аналог «Клобазам» от Московского эндокринного завода, следует из данных приложения «Честный знак». Сервис «Мегаптека» показывал полное отсутствие этих препаратов в ряде регионов, включая Москву, где к агрегатору подключено 2,4 тыс. точек.
Транквилизатор «Золомакс» продавали в 10 аптеках по Новосибирской области, в 9 — в Свердловской. Полностью препарат отсутствовал в Воронежской и Тамбовской областях. Чуть лучше обстоит ситуация с российским аналогом «Алпразолам». В Тамбовской области он был лишь в трех аптеках.
В России зарегистрировано около 20 сильнодействующих наркотических препаратов. Проблемы с доступностью возникают как минимум с 8 из них.
Список препаратов, содержащих наркотические и психотропные вещества, утвердили в Минздраве в 2014 году. В перечне, в частности, кокаин, морфин и кодеин, содержащийся в том числе в составе анальгетика «Нурофен плюс». Препараты из перечня используют для лечения тяжелых заболеваний и отпускают только по рецепту.
С 1 сентября 2023 года фармацевтов обязали при отпуске каждого такого лекарства предоставлять в систему маркировки реквизиты полученного от покупателя рецепта. Для реализации таких средств аптекам недостаточно имеющейся у них лицензии на осуществление фармацевтической деятельности — необходимо специальное разрешение на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Получать такое разрешение надо не на юрлицо, а на каждую точку продажи.
Кроме того, наркотические лекарства должны хранить в отдельных помещениях и специальных сейфах, а сигнализация должна предусматривать экстренный вызов Росгвардии.
За нарушения правил оборота наркотических и психотропных лекарств владельцев аптек могут оштрафовать на сумму до 200 тыс. рублей. Ряд лекарств из списка в России вообще не зарегистрированы и за попытки их приобретения может быть уголовная ответственность, в том числе для потребителей.
Кроме того, все эти препараты входят в перечень жизненно важных, стоимость которых регулируется государством. Наценки на них минимальные.
Из-за всех вышеперечисленных трудностей в частных аптеках и отказываются от продажи таких лекарств, уверен гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В итоге сильнодействующие лекарства можно купить только в государственных аптеках.
Владелец курской сети «Аптечные традиции» Дмитрий Руцкой подтвердил, что реализация таких препаратов для аптек — «головная боль». Поэтому он перестал продавать их в своей сети.
«Доходило до абсурда — проверяющие штрафовали за то, что фармацевт вовремя не делала необходимые записи в специальный журнал, из-за того, что в аптеке в этот момент была большая очередь», — рассказал он.
Главными сторонниками ужесточения правил оборота выступают не Минздрав и Росздравнадзор, а силовые структуры, у которых нет задачи обеспечить лекарственную доступность, добавил собеседник РБК.
В Минздраве не видят в этом проблему и утверждают, что требования для препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, «не являются препятствием для их реализации в рамках обычной деятельности аптек».