Президент РФ Владимир Путин 3 ноября в ходе встречи с членами Общественной палаты назвал острой проблему абортов в стране.
По словам Путина, вопрос в том, что с этой проблемой делать — запрещать продавать препараты для прерывания беременности или улучшать социально-экономическое положение в стране, повышать уровень благосостояния и зарплат граждан, а также помощи молодым семьям.
За запрет абортов
В октябре министр здравоохранения Михаил Мурашко ужесточил оборот препаратов для абортов. Документ вступит в силу 1 сентября 2024 года. Предметно-количественному учету будут подлежать мифепристон и мизопростол. На фоне этого россиянки начали скупать препараты от нежелательной беременности (Свердловская область — одна из лидеров в стране по количеству абортов).
Ранее министр заявил, что указанные препараты должны жестко контролировать как в аптеках, так и в медучреждениях. Мурашко считает, что новая парадигма «сначала карьера, потом дети» — «порочна».
«Вот эта порочная практика, что сначала учеба, карьера, формирование какого-то материального благополучия. К сожалению, когда доходит до реализации своих репродуктивных задач, деторождения, женщина уже теряет к этому возрасту здоровье, и возникают сложности с деторождением», — говорил министр.
Депутат Бийсултан Хамзаев предложил платить женщинам за отказ от аборта. По мнению парламентария, сохранение жизни ребенка является важной частью в стратегии по уменьшению количества абортов в России.
Он также сказал, что сейчас депутаты Госдумы рассматривают предложения по изменению статьи 56 об искусственном прерывании беременности закона «Об основах охраны здоровья». Депутат предположил, что вокруг темы абортов в последнее время возникло множество спекулятивных мнений.
«У государства должна быть материнская защитная функция, и если женщина уже решила сделать аборт, то самый действенный способ спасти ребенка — забрать его на попечение государства», — подчеркнул Хамзаев.
Россиянкам предложили рожать первого ребенка в 20 лет для увеличения числа детей в семье до трех и более. Это связано с улучшением реализации проекта «Демография». С такой идеей выступила зампред Госдумы Анна Кузнецова.
Депутат Дмитрий Вяткин назвал 27-летних женщин «старородящими», ссылаясь на советскую гинекологию, и призвал их рожать как можно раньше.
«Анна Юрьевна Кузнецова, наша многоуважаемая коллега, сказала: «Первого ребенка нужно рожать в 20 лет». Вот знаете, а я с ней согласен. Я стал отцом в 19. У меня трое детей — это мало. <…> Советское акушерство и гинекология рассматривало женщин, которым 27 лет, как старородящих», — заявил депутат.
Кроме того, власти ряда российских регионов решили запретить «склонение к абортам». Соответствующие законы уже приняли в Мордовии и Тверской области. В Тамбовской области документ в думу внес губернатор Максим Егоров. Нарушителям придется заплатить административный штраф до 200 тыс. рублей.
Региональные власти стали также запрещать процедуру аборта в частных клиниках. Это уже сделали в Крыму и Курской области.
Против запрета абортов
«Добровольные» отказы частных клиник от абортов в регионах могут стать поводом для федерального запрета. Замглавы комитета по охране здоровья Алексей Куринный назвал такую инициативу в субъектах заказной: «Думаю, дана такая команда, видимо, из центра, чтобы регионы некую самостоятельность проявили в этой части, чтоб потом было основание для каких-то решений на федеральном уровне. Поэтому и появились столь неоднозначные действия в регионах. Это все ведется к тому, чтобы запретить аборты в частных центрах».
По словам депутата-коммуниста, коллеги в Госдуме «намекают на весеннюю сессию как на возможный вариант принятия такого законопроекта». Куринный назвал эту инициативу «совершенно не нужной и вредной».
Председатель парламента Вячеслав Володин призвал отказаться от «неприемлемых инициатив для повышения рождаемости».
«Лучше такие инициативы не озвучивать, потому что они оскорбляют как женщин, так и мужчин. Надо просто понимать, что есть вещи неприемлемые», — сказал Володин.
Он также подчеркнул важность обсуждения таких инициатив в рамках фракций и запроса мнения профильного комитета, чтобы «избежать негативного восприятия и разрушения имиджа думы как коллегиального органа».
Вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова раскритиковала региональные власти за недостаточный анализ проблем, мешающих увеличению рождаемости, подмечая, что они не углубляются в детали происходящего в конкретных областях, медицинских учреждениях и семьях, что препятствует рождению детей.
Депутат Заксобрания Свердловской области, врач Вячеслав Погудин говорил, что не стоит повторять практику, которая была в СССР, потому что это привело к подпольным абортам и к смертям многих молодых женщин. Погудин уверен, что решать должна женщина самостоятельно, без законов.
«Я позволю себе ответ дать, потому что являюсь профессиональным врачом, — сказал Погудин в ответ на вопрос 66.RU. — Я просто вспоминаю начало своей деятельности, когда работал еще детским хирургом в Нижнем Тагиле. Тогда еще были отголоски запрета на проведение абортов. Это привело к тому, что существовало отделение криминальных абортов. Там лежали наши цветущие женщины, которые уходили в течение двух суток после [подпольных абортов]. 80% погибали от сепсиса. Нам не стоит идти вновь по этому пути. Решение должны принимать каждая женщина и семья самостоятельно. Участвовать должны опытные врачи. Запретительные меры и законы — не тот путь».
Председатель Заксобрания Свердловской области Людмила Бабушкина добавила, что подобную инициативу депутаты не обсуждают. «Мы единодушны в этом мнении [запрещать аборты нельзя]», — сказала она.