Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга

6 сентября 2023, 10:00
Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
За почти вековую историю свердловский Главпочтамт побывал центром новых технологий, любимым местом «тусовок» городской молодежи, отчасти — даже яслями и конюшней. Но известен в России и за рубежом он стал как один из главных символов уральского конструктивизма.

Материал подготовлен совместно с информационным проектом «ВТБ — России».

Ровно сто лет назад, в 1923 году, Екатеринбург из уездного города Пермской губернии превратился в центр огромной Уральской области. Город начал быстро преображаться, строились новые дома — новые не только по времени, но и по форме, и по духу. Те самые, благодаря которым город сейчас называют мировой столицей конструктивизма.

Одним из самых необычных зданий и символов нового архитектурного стиля в Свердловске стал Главпочтамт — доминанта площади Труда, которую построили на проспекте Ленина вместо снесенных купеческих домов.

Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Почтовые «Чародеи»

Разработать проект поручили столичному архитектору Константину Соломонову, а его соавтором стал Вениамин Соколов, который делал рабочие чертежи и проектировал интерьеры. Здание стало редким примером московского конструктивизма в уральской столице — в основном у нас творили архитекторы из Ленинграда и Томска.

Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой Главпочтамта

Первая почтовая станция — прообраз будущего Главпочтамта — появилась в Екатеринбурге 27 сентября 1754 года.

За пять лет, с 1929 по 1934 год, на месте двух купеческих усадеб вырос город в городе, где были свой дом культуры и медпункт, детсад и ясли для детей сотрудников, столовая и радиотеатр на несколько сотен человек и два двора — большой и малый.

Анна Первушина, руководитель направления по корпоративным коммуникациям макрорегиона Урал ФГУП «Почта России»:

— В здании сложная, асимметричная архитектура. Когда спрашивают, сколько этажей в Главпочтамте, я не знаю, что ответить. Все зависит от того, с какой точки смотреть, в каком корпусе считать. Один и тот же этаж на этой лестнице второй по счету, а на соседней — третий. Есть даже «промежуточный» этаж, куда не ходит ни один лифт. Попасть туда можно только по небольшой винтовой лестнице или одному из пяти лестничных маршей. С непривычки в наших «лабиринтах» можно заблудиться — и с новыми сотрудниками это периодически случается, прямо как в фильме «Чародеи».

Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Лестница на «секретный» этаж екатеринбургского Главпочтамта

Новое здание построили в виде множества прямоугольных блоков, составленных буквой «П». В центральной «башне» разместили главную лестницу и лифт — Главпочтамт стал одним из немногих зданий Свердловска, где уже в 30-е годы установили подъемники, причем некоторые из них сохранились до сих пор — хотя давно не возят ни людей, ни почту. В корпусе слева от «башни» принимали и выдавали почту, здесь круглосуточно работал телеграф, в блоке справа расположилась автоматическая телефонная станция на 10 тыс. номеров и оборудование телеграфа.

Именно эти новые виды связи определили архитектуру и внешний вид свердловского Главпочтамта — в лучших традициях конструктивизма, где облик здания формировали его функции.

Эдуард Кубенский, архитектор, главный редактор издательства TATLIN:

— Екатеринбургский Главпочтамт — это здание-технология. Обратите внимание на узкие вертикальные прорези в верхней части правого корпуса. Это не декор, не способ оживить внешний вид и сделать его интереснее — в конструктивизме таких излишеств не может быть по определению. Эти окна — продолжение внутренней структуры здания: узких коридоров с длинными рядами оборудования. Отличный пример известного выражения архитектора Луиса Салливана «Форма следует за функцией». В этом — весь конструктивизм.

«Кто на первое свидание — вам ступенькой ниже!»

С легкой руки жильцов близлежащих домов новое здание стали называть «Трактором». Если смотреть на Главпочтамт с проспекта Ленина, он действительно напоминает трактор с трубой. Хотя современные архитекторы говорят, что это случайность и такой задумки у авторов не было.

Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Анна Первушина: «В России много красивых почтамтов — например, в Санкт-Петербурге. Но наш самый красивый — и самый необычный».

В годы войны вместо машин, отправившихся на фронт, письма развозила конная станция — две лошади, которые жили здесь же, в малом дворе Главпочтамта. В большой двор с улицы Толмачева проложили рельсы и пустили трамвай, который развозил почту и посылки по проспекту Ленина.

В 60–70 годы у символа свердловского конструктивизма появилась новая неожиданная функция. Главпочтамт стал главным местом «тусовок» городской молодежи, на его ступенях знакомились и завязывали отношения. Причем у этой «социальной лестницы» была своя иерархия, у каждой ступени — определенный статус. Как рассказывают старожилы, по тому, где стояла девушка, определяли, зачем она пришла и к каким отношениям готова. На одной ступени ждали те, кто хотел познакомиться, на другой — те, кто пришел на второе свидание, на третьей — люди, которые искали спутника приятно провести время.

Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Все дороги ведут на Главпочтамт — по крайней мере свердловские. В 1986 году возле ступеней здания установили знак нулевого километра уральской столицы.

Шкаф в посылке

Сейчас в здании на Ленина, 39 работает больше несколько сот человек. Это сотрудники центрального отделения с индексом 620000, Роскомнадзор, руководство уральского макрорегиона и екатеринбургского почтамта. Последний объединил отделения не только областной столицы, но и близлежащих городов. Сегодня он входит в тройку крупнейших в России: за год через него проходит 70–80 млн писем. В век мессенджеров большая половина — деловая корреспонденция, и ее доля растет.

Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Почтовый зал для юридических лиц. В нулевые здесь установили систему электронной очереди — первую на российских почтамтах.

Еще одно веяние времени — поток международных отправлений, который сильно вырос за последние 10 лет. В первую очередь это пакеты из Китая, где екатеринбуржцы заказывают товары через интернет. Среди посылок стало в полтора раза больше крупногабаритных — сегодня «Почтой России» отправляют и разобранную мебель, и даже… мотоциклы. Хотя остались и традиционные категории: как и десятки лет назад, в посылки кладут банки с вареньем и рыбу — которую сотрудники отделения, по их словам, потом находят по запаху.

Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Сегодня екатеринбургский Главпочтамт входит в тройку крупнейших в России.

Как и раньше, в дом на Ленина, 39 можно прийти на экскурсию. Посмотреть на необычное здание и работу почты изнутри ходят семьями и школьными классами, на «прогулки по Главпочтамту» записываются блогеры и иностранные туристы. Как рассказывают сотрудники центрального отделения, приходят сюда и архитекторы — чтобы своими глазами посмотреть на один из символов города и свердловского конструктивизма. А может быть, и почерпнуть вдохновение в строгих объемах и функциональных линиях, которые их предшественники проложили почти сто лет назад.

Один из самых известных памятников конструктивизма в столице — здание на Ходынской улице, 2с1. Это первый из пяти кольцевых хлебозаводов-автоматов системы Марсакова, построенных в СССР. В 2006 году здание признали объектом культурного наследия регионального значения. В рамках филантропического проекта ВТБ Хлебозавод № 5 отреставрировали и превратили в Центр «Зотов» — культурное пространство, которое знакомит аудиторию с конструктивизмом, оказавшим огромное влияние на мировое искусство и архитектуру.

Текст: Кирилл Кирягин для 66.RU