Забирать дополнительные контейнеры после Дня города коммунальщики начинают ночью — сразу, как отгремит последний салют. Подхожу к «Спецавтобазе» к 23:00. Передо мной — площадка с несколькими мусоровозами, в нос сразу бьет запах отходов.
Меня встречает водитель Матвей Арефин. Он уже прошел осмотр у медика перед выездом и получил путевой лист. Грузчики этого не делают, но у них есть бригадир, который следит за тем, чтобы они не приходили на работу «пьяные или отоксикоманенные».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Один комплект спецодежды работникам выдают на два сезона, потом меняют на новый. Правда, жалуется Матвей, зимняя обувь, бывает, трескается, если ее сильно намочить на морозе.
Убирать город после праздника поедет бригада с одним водителем и одним грузчиком. Повезло — значит, будет место посадить в кабину и меня. Следом — машина с сотрудниками, которые погрузят уже пустые дополнительно выставленные контейнеры в свой грузовик и увезут обратно на предприятие.
Смена длится 12 часов. Всего забрать за ночь надо 190 зеленых баков. «Наверно, провозимся до самого утра. Придется делать два заезда», — говорит Матвей.
Пока не выезжаем, ждем грузчика Сохиба Мирзакулова. Он подходит к нам к 23:15. Сначала в мусоровоз пытаюсь залезть я — неудобно, ступеньки расположены высоко, поэтому с моим маленьким ростом это целое испытание. После в кабину садится грузчик. Но через полминуты вспоминает, что забыл перчатки, и выходит за ними. Сохиб возвращается — выезжаем.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Сначала едем на Уралмаш к торговому центру VEER Mall. По пути к первой площадке интересуюсь, всегда ли в мусоровозе всего только один грузчик и водитель.
— Это по ситуации. Например, если у водителя болит спина и он не может помогать, то, естественно, тогда два грузчика. Мы всегда им (грузчикам, — прим. ред.) помогаем подкатить, закинуть. Обратно, по возможности, сам поставит, да, Сохиб? — с улыбкой обращается к напарнику Матвей.
— Да, — смеется Мирзакулов.
— Вообще, людей маленько не хватает. Видят, что зарплата не сильно большая (а у людей кредиты, ипотека) или что есть МАЗы старые (недавно «Спецавтобаза» к имеющейся технике закупила еще новые отечественные мусоровозы, — прим. ред.), которые скоро надо будет ремонтировать, и отказываются. В День города вызывают дежурить людей, которые постарше, более опытные, — рассказывает Матвей в ответ на мой вопрос, достаточно ли такой небольшой бригады после праздника.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В этом году, добавляет он, дополнительные контейнеры установили не только в центре. Именно поэтому мы и едем по трем районам — Орджоникидзевский (к VEER Mall), Академический и центр.
— В День города все контейнеры завалены. В Новый год и другие праздники — поменьше. Думаю, что сегодня поболе мусора-то будет. 300-летие, 1,2 млн человек, говорят, погуляли. Но посмотрим, может, и нет, потому что дневная смена еще собирала мусор. Главное, что деньги платят. За работу в выходные и праздники или в ночь так вообще вдвойне, — говорит Арефин и параллельно ругается на впереди едущую легковую машину, нарушающую ПДД.
За обычную смену (не праздники и не выходные), уточняет Матвей, он получает 2300 рублей.
Люди к мусорщикам обычно не пристают, успокаивает меня он. «Полицейские разгоняют таких пьяных, драных. До нас никто не докапывается. На моей памяти такого инцидента вообще не было», — продолжает он разговор.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Но тут же вспоминает историю в частном секторе: «Бывало, что не уберешь, не заметишь белый маленький кулечек с ладошку, какая-нибудь бабушка начинает жаловаться на тебя, звонить в «Спецавтобазу». А зимой это особенно тяжело — снег белый, мешки выставляют белые, из-за этого, бывает, пролетаешь мимо этих кульков. А один раз случилась история, что один из неадекватов на своей машине специально подрезал меня на дороге».
Наш разговор прерывает Сохиб. Он спрашивает, который час и прошел ли уже салют.
— Да уже прошел, наверно. Что, салютов не видел? — смеется Матвей.
— А что? Красиво, — настаивает грузчик.
Дальше снова начинаем разговаривать про график работы.
— Сегодня я, по идее, уже шестую смену отработал по 12 часов, — уточняет Матвей.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Кто, ты? Я вообще без выходных, и в ночь, и в день. Четвертый день не сплю практически. В машине, говорят, можно спать, но это неудобно — не получается. Нужны грузчики в ночь, не хватает, тут же праздник длинный. Но сегодня-завтра все закончится. Нормально на самом деле, работа есть. Это главное, — говорит Сохиб.
Подъезжаем к ТЦ VEER Mall. Тут стоит шесть контейнеров. Открываю дверь в машине, чтобы пойти загрузить в кузов отходы из баков. Спрыгиваю с лесенки (напоминаю, что она расположена высоко, а я очень маленькая) — из кармана сумки вываливается мелочь и ключ от офиса редакции. Собираю все обратно.
Контейнеры здесь на удивление не переполнены. Надеваю перчатки (их я купила в «Пятерочке» сразу 12 штук, меньше не продавали), подтаскиваю один из них к машине (он на колесиках), пытаюсь приподнять, чтобы мусоровоз зацепил его. Тяжелый, поэтому только с помощью Матвея у меня получается это сделать — автомобиль автоматически переворачивает бак в кузов, одновременно утрамбовывая отходы.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Как объясняет мне водитель мусоровоза, пресс в грузовике редко, но, бывает, ломается в случаях, если попадают кирпичи и другой жесткий мусор. Но в основном рвутся шланги сзади мусоровоза. Но все это оперативно заменяют.
Собрали все шесть баков. Садимся обратно. Сохиб после моего вопроса, почему решил работать грузчиком на мусоровозе, начинает рассказать про себя. Здесь, оказывается, он работает с 2013 года. До того как устроиться на «Спецавтобазу», был на стройке «Москва Сити».
— На стройке тяжело. Я работал на, как ее, как называется… «Москва Сити». Бесконечные штрафы, нет каски — 5 тыс. рублей. Бригадир бесконечно гоняет, строгий: «Ты что встал, давай работай… Давай, давай!» А я хочу нормальную работу, поспокойнее. А здесь все устраивает, и по деньгам нормально выходит, — вспоминает он.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— А я вообще из Сухого Лога. Одно время был на заводе «Сухоложское литье» выбивальщиком отливов. Там получил травму — сломало четыре пальца. Видите, вот этими могу шевелить нормально, а этими — нет. А сюда когда устроился, думал временно, а оказалось вот уже, что полтора года прошло <…> Недавно тут пошла про меня молва, что я друган чей-то из начальников. Какой друган? Я тут воюю со всеми, можно сказать, — следом рассказывает про свою жизнь и Матвей.
Едем по Серафимы Дерябиной. «О, вот «Вознесение». Я с 17 лет год проработал грузчиком в этом похоронном агентстве, но в Сухом Логу. Трупы носил. Привыкаешь, просто не обращаешь внимания, думаешь про себя, что человек спит. Я и могилы копал. Очень нуждался в деньгах — стипендия была маленькая, а в похоронных домах более-менее платили. Ко всему, в общем, там привыкаешь, и к запаху трупов тоже», — вспоминает Арефин.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Банальный и традиционный вопрос, трудно ли ему было привыкнуть к запаху мусора, когда он пришел на «Спецавтобазу», после этого рассказа у меня отпал сам собой. Очевидно — нет.
— Матвей, почему бы новый «Москвич» не купить тебе? Без выходных работаешь, деньги нормальные. Хорошая машина, — спрашивает у напарника Сохиб.
— Да нафиг он мне нужен. Это же Китай, — отвечает на предложение коллеги Матвей.
— Зачем Китай?! Это Советский Союз. Ну, да, просто эмблема «Москвича», а так, китайская, — смеясь продолжает Сохиб и тут же достает телефон и включает камеру снять салют, который только что запустили.
Обсуждаем новости. Матвей интересуется, чем закончилась история с убитым аспирантом УрФУ из Африки Франсуа Нджелассили и нашли ли убийцу. Отвечаю, что нашли.
Едем в Академический. Там нужно опустошить 17 контейнеров. По улицам в час ночи тут еще гуляют люди. Палатки, в которых продавали фастфуд и праздничную продукцию, сворачивают. Выходим убирать контейнеры. Рядом тихо сидят две компании, судя по количеству расставленного на поляне алкоголя, разойдутся они только под утро.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Подхожу к контейнеру. Он переполнен и поэтому гораздо тяжелее, чем у VEER Mall. Докатить его до мусоровоза сама не могу. В этот раз я оказываюсь бесполезна.
Собрав все 17 контейнеров, садимся и стартуем в центр. В зеркало бокового вида замечаем, что с мусорным пакетом за нами бежит мужчина.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Братан, контейнеров уже нет, ты опоздал, — говорит Сохиб. В итоге мужчина быстро закидывает пакет в кузов.
По пути к 8 Марта Сохиб намекает, что уже проголодался.
— Матвей, а что у тебя с собой в рюкзаке? — спрашивает он.
— Гречка и кофе, — отвечает водитель.
— Не хочу гречку. Плов хочу, плова нет? — интересуется грузчик.
— Нет, только гречка, — повторяет Матвей.
— Самсы тогда? Может, купим где-то по дороге, — продолжает Сохиб.
— А кофе у тебя какой? — не унимается Сохиб.
— Какой, два пакетика, с сахаром, — говорит Матвей.
— Эх, не, я пью без сахара, — вздыхает расстроенный Сохиб.
Доезжаем до центра. На улице, несмотря на то, что уже два часа ночи, еще толпа людей. Убирать мусор с Плотинки нас пока не пускают. Едем забирать контейнеры около «Мытного двора». По пути замечаю, как сотрудники ДПС помогают кому-то толкать сломавшуюся машину на Малышева.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Выходим. Поняв, что как грузчик я бесполезна, прошу научить меня хотя бы нажимать на нужные рычаги и кнопки сбоку на машине, чтобы зацепить контейнер и вытряхнуть из него мусор. По указке Матвея готовлюсь тянуть за нужный рычаг — дотянуться до него с моим ростом тоже непросто, но я смогла. Дергаю за ручку — бак не подцепила. «Надо плавнее», — указывает он мне на ошибку.
Получается только с третьего раза. Кажется, без меня весь этот процесс у бригады шел бы быстрее — на уборку трех контейнеров ушло бы около двух минут.
— А теперь нажимай вот на эту кнопку, — продолжает водитель мусоровоза.
Тыкаю, контейнер поднимается вверх, мусор высыпается. После этого нажимаю на вторую кнопку — начинает работать пресс. Я стою к машине слишком близко, поэтому слышу, как под давлением лопаются пакеты с мусором, сминается пластик и дробится стекло.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
На мусоровозе вместе с Матевеем и Сохибом я прокаталась три часа. И этого времени мне хватило понять, что это очень физически сложная и однообразная работа.
Уже утром Матвей рассказывает мне, что смена продлилась до 9:30. На Плотинке было гораздо больше мусора, чем обычно, а баки переполнены. Поэтому центр убрали за два рейса (первый рейс привез на полигон 6–7 тонн отходов), а не как обычно — за один.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
То, что в городе после праздника осталось большое количество бутылок с пакетами и коробками, подтвердили и в администрации Екатеринбурга.
«К сожалению, не все торговые точки озаботились уборкой мусора после завершения работы. Мусор разносится по уже прибранным улицам. Коммунальные службы продолжают работу», — говорилось в утреннем официальном сообщении.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Всего за сутки с улиц вывезли более 135 тонн мусора. В течение дня более 60 тонн, ночью — более 75 тонн.
Фото: Предоставлено Максимом Арефиным 66.RU |
---|
Такие контейнеры бригада забирала с Плотинки уже утром |