Учебник «История России» для 11-классников начинается с периода окончания Великой Отечественной войны и заканчивается информацией о спецоперации на Украине.
На первых страницах говорится, что «главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма». Также учебнике есть QR-коды, по которым можно попасть на выступления Владимира Путина.
Как передают «Ведомости», в главе «Россия сегодня. Специальная военная операция» 17 параграфов: «Отношения с Западом в начале XXI в.», «Давление на Россию со стороны США», «Противодействие стратегии Запада в отношении России», «Фальсификация истории», «Возрождение нацизма», «Украинский неонацизм», «Переворот на Украине 2014 года», «Возвращение Крыма», «Судьба Донбасса», «Минские соглашения. Что это было?», «Обострение ситуации», «Специальная военная операция», «Противостояние с Западом», «Новые регионы», «Украина — неонацистское государство», «СВО и российское общество» и «Россия — страна героев».
После каждого раздела есть вопросы для подготовки.
«Минские соглашения. Что это было?»
В этом параграфе написано, что «после ряда военных поражений («Иловайский котел» в августе 2014 года) Киев пошел на переговоры» и подписал «Минские соглашения — 1» и «Минские соглашения — 2»:
«В тот момент нельзя даже было и представить, что стремление глав крупнейших европейских государств к миру на Украине — лишь маска. Что же касается киевских властей, судьба жителей Донбасса их не интересовала. Находясь в тайном сговоре с НАТО, они просто морочили голову участникам минского процесса. В итоге частично был выполнен лишь один пункт соглашений — касающийся прекращения огня. Но и он Украиной постоянно нарушается».
Авторы учебника уверяют, что главы ФРГ, Франции и Украины «цинично признавались, что с самого начала воспринимали минские соглашения как дипломатическую уловку», а реальной целью было «дать Украине возможность нарастить и укрепить свою армию».
«Возвращение Крыма»
Здесь выпускникам школ рассказывают, что мир на полуострове помогли спасти дислоцированные там части российского Черноморского флота и Силы специальных операций. «Вежливые люди», как прозвали местные жители российских военных, обеспечили порядок и безопасность», — так описан этот период.
Российские военные деморализовали многочисленные подразделения ВСУ и СБУ. В итоге те отказывались выполнять приказы киевских властей.
«Судьба Донбасса»
В этом разделе авторы пособия поясняют, почему на Донбассе произошло восстание. Ответ — «в отличие от Крыма там не было российских военных»:
«Для защиты родной земли формировалось ополчение, в которое записывались ветераны-афганцы, милиционеры, учителя, шахтеры».
«Минские соглашения. Что это было?» и «Обострение ситуации»
Отношения России и Запада, говорят авторы учебника, ухудшились в начале 2020-х годов, когда президентом США стал Джо Байден и сменилось руководство Украины. Именно тогда участились обстрелы Донбасса, «а подвижек по исполнению минских соглашений не было». На предложение РФ к США и НАТО подписать новый документ, учитывающий интересы России, «Запад ответил отказом в издевательской форме».
На страницах учебника написано, что «Киев открыто заявил о желании обзавестись ядерным оружием», а «вступление в НАТО как государственная задача было закреплено в конституции Украины».
По прогнозам помощника президента Владимира Мединского и ректора МГИМО Анатолия Торкунова, если бы Украина добилась вступления в НАТО и спровоцировала военный конфликт в Крыму или Донбассе, на основании устава Североатлантического альянса Россия оказалась бы в состоянии войны с участниками блока — от США и Англии до Германии и Франции.
«Это был бы, возможно, конец цивилизации. Этого нельзя было допустить», — сказано в учебнике.
«Противостояние с Западом»
В параграфе сказано, что «Запад завалил украинский режим деньгами и оружием», а против нашей страны ввел «беспрецедентные абсолютно незаконные санкции, чтобы обрушить экономику России». Сейчас на иностранный бизнес в России оказывается давление — это «экономическая блокада страны в сочетании с прямым воровством российских активов».
«Общий ущерб невозможно оценить, но очевидно, что речь может идти о триллионе долларов. Такая воровская «лихость» не снилась даже Наполеону при установлении континентальной блокады Англии. Тот воевал с государством, но не трогал частные средства англичан. По своей сути действия Запада ничем не отличаются от разграбления наших музеев нацистскими оккупантами в годы Великой Отечественной», — написало там.
«Украинский неонацизм»
«Любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, все русское объявлено враждебным», — констатируют авторы пособия.
В этом же параграфе есть строчка о том, что в армии Украины распространена «запрещенная во всем мире символика частей СС» и оскорбляющие русских лозунги.
«Новые регионы»
«Западу нужно поражение России», поэтому у РФ не оставалось других альтернатив: из-за этого провели частичную мобилизацию, а ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области — референдумы «о будущем своей земли», затем были подписаны договоры об их вхождении в состав России. «Буквально с первых дней образования новых российских регионов Россия приступила к их восстановлению», — говорится в учебнике.
«Специальная военная операция»
До школьников доносят — президент РФ Владимир Путин осознавал, что «промедление в оказании помощи Донбассу может привести к повторению трагедии июня 1941 года»: «Тогда собранные в кулак германские войска без объявления войны и в нарушение договора о ненападении обрушились на СССР. Россия просто не имела права допустить повторения тех трагических событий».
Именно поэтому он объявил о начале спецоперации. Дальше идут цитаты из обращения главы государства 24 февраля 2022 года.
«СВО и российское общество»
Одно из важных последствий спецоперации — сплочение российского общества. Авторы пособия считают, что это выразилось в подарках для военнослужащих и помощи жителям новых регионов.
«Нашим военным противостоит идеологически прокачанное, оснащенное оружием НАТО, подготовленная по их стандартам армия ВСУ, пополняемая зарубежными наемниками и инструкторами», — сказано в учебнике.
Школьникам рассказывают, что ВСУ использовали собственных граждан «как живой щит», оборудуя «позиции внутри жилых кварталов»: «Такая изуверская тактика никогда не применялась раннее на своей территории ни одной армией мира в истории».
«Россия — страна героев»
Последняя глава, по сути, перечисление биографий участников СВО с комментариями. Школьникам говорят, что «жизнь всегда сложнее, чем любые идеологические штампы» и «нынешнее время будет предметом скрупулезного изучения»: «Большое видится на расстоянии, какие-то оценки будут меняться, как это не раз бывало на всем протяжении нашей истории».
В конце школьников просят помнить, что «мировая индустрия по производству постановочных роликов, выбросов, фейковых фото и видео идет непрерывно, конвейером» и предлагают подумать, «почему, зачем, за что в чьих интересах все это публикуют популярные блогеры».
«Ведомости» заметили в учебнике и несколько «любопытных деталей». Так, там написано, что «в XVII веке население будущих «украинских земель» (Полтавщина, Запорожье, Черниговщина) добровольно вошло в состав Русского государства как часть единого народа», а Богдан Хмельницкий подписывал договор с Москвой как «гетман русского войска».