По данным Единого реестра проверок Генпрокуратуры, речь идет о росте продаж просроченной продукции, нарушении условий хранения и фальсификате. Так, за год число нарушений в торговых сетях выросло в 2—10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Список продуктовых сетей-нарушителей:
Общественники считают, что причиной сложившейся ситуации мог стать мораторий на проверки бизнеса, введенный в марте 2022 года. Поэтому члены «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) попросили кабмин частично снять запрет на внеплановый надзор в отношении розничных сетей.
Дело в том, что сейчас Роспотребнадзор в основном может приходить в магазины с профилактическим визитом и лишь фиксировать нарушения, но не наказывать компанию.
Письмо отправили в правительство по итогам Общественного совета при Роспотребнадзоре, прошедшего 18 мая. В ведомстве «Известиям» заявили, что после этого совещания эксперты решили, что «в действующий мораторий нужно внести корректировки».
В Минэкономразвития уточнили, что снятие запрета с моратория «будет означать отказ от рискориентированного подхода, что идет вразрез с консолидированной позицией ведомств и деловых сообществ». В министерстве добавили, что количество проверок бизнеса в 2022 году снизилось в четыре раза по сравнению с 2019 годом, при этом число критических нарушений не увеличилось.:
«Наша цель — это уход от палочной системы, а цель всех надзоров — снизить количество инцидентов и потерпевших. Это значит, что обязательные требования должны соблюдаться бизнесом добровольно».
Вице-президент X5 Group Станислав Богданов согласен с этим и считает, что мораторий на проверки бизнеса нужно сохранить до конца этого года, потому что это существенно снижает административное давление на компании, но при этом не оставляет их без необходимого контроля со стороны надзорных ведомств.
Представители торговли привели в пример статистику, что за 2022 год на всю розницу (офлайн- и онлайн-сегменты) в Роспотребнадзор поступило 180 тыс. жалоб от потребителей.
«Для сравнения, только онлайн россияне оформляют более 8 млн заказов в сутки. Плюс, по данным Минпромторга, благодаря маркировке товаров оборот просроченной молочной продукции за 12 месяцев к 2023 году снизился на 55%, лекарств — в три раза», — сказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Глава Института развития предпринимательства и экономики Наталья Назарова добавила, что все показатели общественники привели в относительных величинах, но не соотнесли количество нарушений с числом проверок. Поэтому, считает она, на основе представленных ОПИ данных трудно судить о том, насколько рационально отменять мораторий на внеплановые проверки.