Представители ЦБ и российских банков наблюдают новую схему мошенничества. Она работает в два этапа. Мошенники сначала звонят жертве обычным способом через мессенджер или по телефону. Если собеседник не верит, что с ним общается представитель финансовой организации, то преступник перезванивает по видеосвязи, изображая обслуживание из банковского офиса, заявил «Известиям» старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.
После этого мошенники переходят к уже отработанным ранее схемам.
«Сегодня мессенджеры стали основным каналом для активности мошенников. Доля звонков в них выросла почти на 15 п. п. с начала года и сейчас достигает 64%, существенно обогнав телефонные атаки. Они совершаются исключительно с целью получения персональной информации в преступных целях, а также, возможно, фотографий и видеоизображений клиентов», — сказал Никита Чугунов.
О новом способе мошенничества знают в Ренессанс Банке и МТС Банке, а также в Infosecurity a Softline Company.
Директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский сказал, что новая схема с применением видеосвязи опасна еще и с учетом дальнейшего использования ответов жертвы: например, если он выразит свою политическую позицию или предоставит интимные кадры. Помимо этого, на основе записи видео и монтажа можно в дальнейшем создать дипфейк — видео с поддельными элементами, когда жертва будет говорить то, что никогда не заявляла.
Руководитель пресс-службы прокуратуры Москвы Людмила Нефедова добавила, что сотрудники банков и правоохранительных органов никаких документов в мессенджерах никогда не направляют.
В Центробанке призвали сохранять бдительность.