Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Не хочется терять федеральные деньги». Большой разговор с главой комитета благоустройства Екатеринбурга

«Не хочется терять федеральные деньги». Большой разговор с главой комитета благоустройства Екатеринбурга
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU
В этом году Екатеринбург рискует впервые не получить традиционные федеральные средства на реконструкцию парков из-за малого количества голосующих за проекты горожан. Корреспондент 66.RU встретилась с председателем комитета благоустройства Тамарой Благодатковой и поговорила о том, почему так получилось и повлияет ли неактивное голосование на сроки начала работ в парке «Уралмаш». Также во время разговора чиновница рассказала, что в городе улучшилась ситуация с дефицитом работников ДЭУ, объяснила, почему не удастся убрать излишние заборы у дорог, и призналась, что масштабного плана благоустройства к 300-летию города нет.

Интервью получилось достаточно длинным, если у вас нет времени прочитать его целиком, воспользуйтесь этим оглавлением. По клику на короткий тезис Тамары Благодатковой вы быстро попадете ровно в ту часть текста, где он раскрывается.

  • Екатеринбург впервые за последние несколько лет рискует остаться без федеральных денег на благоустройство парков из-за небольшого количества голосующих. И этому может быть две причины: люди не видят смысла голосовать или считают, что чиновники сами все решат.
  • Парк «Уралмаш» все равно реконструируют. Но деньги на реконструкцию придется искать в бюджете, поэтому пострадают другие проекты.
  • Крупномасштабного плана благоустройства к юбилею Екатеринбурга нет.
  • Ситуация с дефицитом работников ДЭУ стала «получше». Им повысили зарплату.

«Нас удивляет низкая активность людей в голосовании за благоустройство парков»

— Как вы оцениваете идущее сейчас голосование за объекты по благоустройству? Проблема этого года — рекордно малое количество голосующих (чтобы получить средства, нужно 250 тыс. голосов).

— Нас удивляет низкая активность жителей. На сегодняшний день проголосовало чуть больше 88 тыс. человек. Если мы вспомним прошлый год, то у нас только за парк «Уралмаш» голосовали более 90 тыс., за Преображенский — более 122 тыс. человек. Проголосовать за парки можно ЗДЕСЬ.

— А с чем связываете это? В прошлом году была интрига. Соревновались два парка Преображенский и «Уралмаш». Академический район вел очень активную пиар-кампанию. Сейчас этого нет. В этом причина?

— Сложно ответить на этот вопрос. Тем более что горожане же и выдвинули объекты на благоустройство. Мы постоянно рассказываем о том, как важно это голосование. Но, возможно, люди не видят необходимости в этом.

Возможно, считают, что органы власти сами примут решение. Но мы видим необходимость благоустройства во всех парках из выставленного перечня. И мнение горожан здесь — приоритет. Есть еще время проголосовать до 31 мая, поэтому не все потеряно. Думаю, люди еще активизируются.

— Почему так важно мнение горожан? Мне лично кажется странным, что непрофессионалов спрашивают, что и как благоустраивать. Логичнее было бы, чтобы решение принимало профессиональное сообщество.

— Возможно. Если говорить об экспертах, да, в комитете благоустройства работают люди, имеющие строительное, биологическое образование, и другие специалисты. Но ведь они не всегда живут рядом с объектом, претендующим на благоустройство, и не знают как много жителей отдыхают в том или ином парке и чем предпочитают там заниматься.

А ведь именно те, кто часто отдыхает, бегает в парке и просто проходит через него каждый день на работу или с работы, — именно эти люди формируют картину. Я считаю, что это правильная позиция — определять важность парка с помощью горожан. А вот технические параметры преобразования — это уже за специалистами.

«Не хочется терять федеральные деньги». Большой разговор с главой комитета благоустройства Екатеринбурга
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

1 июня завершится голосование, и мы подведем итоги. Для победившего парка специалисты подготовят проект. Эскиз будет уже более детальный, чем сейчас. И на этой стадии мы снова разместим на сайте рендеры и соберем мнения горожан.

Например, ранее мы спрашивали, какие дорожки хотят жители: из плитки, асфальтобетона или щебеночно-песчаные. Горожане пишут: «Асфальтобетонное, потому что удобно с колясками ходить». И мы делаем такое покрытие.

— Сейчас в лидерах парк «Уралмаш». Представим, что Екатеринбург не набирает нужное количество голосов, чтобы получить федеральные средства на его благоустройство. Что дальше? Деньги на проектирование из городского бюджета нашли. Придется искать и непосредственно на реконструкцию?

— Да, на парк «Уралмаш» выделены средства именно для проектирования, и оно сейчас ведется. Дальше будем думать, как найти средства и на сами работы. Очень плохо, если получится так, что нам надо будет изыскивать деньги только из бюджета, они немаленькие.

Значит, какие-то другие мероприятия, проекты будут немножко отложены. В последние годы мы получаем порядка 200–250 млн из федерального и регионального бюджетов на благоустройство парков. Это хорошее подспорье. Не хотелось бы его потерять.

Возможно (если не выделят деньги из федерального бюджета, — прим. ред.), придется работы растянуть на два года. Хотя можно было бы все сделать за один этап.

Например, когда мы делали парк 22 Партсъезда за федеральные средства, деньги из городского бюджета пошли на бульвар по Опалихинской улице. Сегодня там очень активная жизнь: и просто люди отдыхают, и детская площадка появилась. Очень жаль, что тогда жители сами отказались от спортивной площадки. Вот если бы она была, мне кажется, было бы еще лучше.

— Это как раз к моему предыдущему вопросу о том, что горожане не всегда делают верный выбор. Но перейдем к другому — за все время действия федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» в городе благоустроили пять парков. Как вы оцениваете результаты этой работы?

— Первым объектом была набережная. Было много суждений о результате — и положительных, и не очень. Но тем не менее объект оказался очень популярным. Потом был сквер возле Оперного театра и парк «Зеленая Роща». В сквере появилось освещение — сейчас все с ним хорошо, его больше не ломают. Надеюсь, больше никогда не будут ломать. Стало комфортно передвигаться в сквере у Оперного театра маломобильным группам населения.

«Не хочется терять федеральные деньги». Большой разговор с главой комитета благоустройства Екатеринбурга
Фото: архив 66.RU

Вот так выглядели разбитые фонари в сквере у Оперного театра зимой 2020 года

А «Зеленая Роща» всегда была таким, более детским парком. Объект очень активно эксплуатируется. До такой степени, что некоторые элементы детского отдыха даже уже заменили на новые. Ну, и два последних объекта — парк 22 Партсъезда и Преображенский. Сейчас решаем, что еще дополнительно можно поставить в парке 22 Партсъезда. Но основная задача — поддерживать в хорошем состоянии то, что было сделано. Активность на всех этих объектах очень высокая, она увеличилась.

— А вы такой вывод сделали на основании каких данных?

— Это видно по количеству использованного оборудования и мусора, который появляется в парке. Зимой, если снег уже выпал, элементарно можно посмотреть по тому, сколько появляется новых следов. Видно и по беговым дорожкам — изнашивается покрытие от частого использования. Наполняемость в парках большая.

— Вы сказали про поддержку того, что уже сделано. Вандалы продолжают портить места отдыха?

— Есть, конечно, вопросы и вандального отношения к элементам благоустройства, никто это не замалчивает. Больше всего страдают какие-то мелкие детали различных элементов благоустройства. Например, установлены на детской площадке пчелки, у них усики. Так вот усики — это первое, что ломают дети. Нам бы очень хотелось, чтобы все относились бережно к элементам благоустройства, и если человек видит, что что-то ломают, портят, то, по крайней мере, можно сделать хотя бы замечание.

«Хочется, чтобы не рисовали на граните, а ходили в художественные школы»

— Важная тема — это благоустройство города к 300-летию.

— Если вы говорите о каком-то крупномасштабном благоустройстве, то такого плана у нас нет. Ремонты сейчас идут по гостевому маршруту: участок по Белинского, Розы Люксембург, Машинной. Но ремонт дорожного покрытия связан не cтолько с юбилеем города. В первую очередь — с обеспечением безопасности дорожного движения. У нас в этом году пройдет и Международный фестиваль университетского спорта, поэтому мы думаем, что к 15 июля все работы закончим.

Из работ по подготовке к 300-летию — мы в прошлом году полностью отремонтировали Исторический сквер. На набережной возле Драматического театра сейчас полностью переоблицованы подпорные стенки. Была нарушена гранитная облицовка, мы всю ее сняли, и сейчас идут работы по обновлению. Хочется, чтобы больше на ней никто ничего не рисовал, а ходил в художественные школы и рисовал там. Не надо рисовать на граните — это не тот материал.

«Не хочется терять федеральные деньги». Большой разговор с главой комитета благоустройства Екатеринбурга
Фото: архив 66.RU

Также есть в планах дополнительное обустройство тротуаров. Но эта работа не столько к 300-летию, сколько просто улучшение пешеходных связей. Возможно, закончим строить улицу Карасьевскую к началу праздничных мероприятий. Если все будет хорошо складываться с сетевыми компаниями — там сети лежат, их надо перекладывать. Если мы это успеем, то получится, что Карасьевская заработает ко Дню города.

— Еще один вопрос, касающийся подготовки к юбилею города, борьба с нестационарными торговыми объектами. Еще в 2018 году тогда действующий мэр Александр Высокинский обещал, что к 2023 году в Екатеринбурге оставят всего тысячу киосков, сейчас их минимум в два раза больше. Вы этот вопрос не раз лично комментировали на заседаниях гордумы. Объясните, почему не удалось выполнить эту задачу и как мэрия собирается дальше решать эту проблему?

— Этот вопрос лучше задать коллегам из комитета по товарному рынку, у нас даже нет такого учета. Единственное, что могу сказать: если на нашем объекте появляется незаконно установленный киоск, его демонтируют. По крайней мере, киоск, который стоял на нашем цветнике (на пересечении Первомайской и Толмачева), его через два года убрали на законных основаниях. Мы стараемся не разрешать размещать их на зеленых зонах.

— А что касается излишних заграждений вдоль дорог? Их обещали все убрать.

— Их частично убрали. Но, наверное, горожане даже этого не замечают. У нас, в принципе, в районных администрациях ограждения типовые, поэтому их не выбрасывают. То есть те ограждения, секции, которые убирают, складируют в муниципальных учреждениях. Бывают непредвиденные обстоятельства, когда ограждение ломается, его нужно менять, тогда эти убранные секции используют для ремонта.

Это некоторая экономия: не нужно делать новую секцию, оплата только за работу по демонтажу вышедшего из строя элемента ограждения и установке нового. Но пока говорить, что мы массово все ограждения уберем, к сожалению, не приходится.

«Не хочется терять федеральные деньги». Большой разговор с главой комитета благоустройства Екатеринбурга
Фото: Фёдор Серков, пресс-служба администрации Екатеринбурга

— Тема, которая сильно волнует жителей, — вырубка и кронирование деревьев. Ощущение, что в этом году жалоб на них стало больше.

— Летом горожане очень часто пишут заявления в администрации районов о том, чтобы не допустили пушение тополей. Это основная причина, по которой тополь так глубоко обрезают. Этим занимаются районные администрации и «Зеленстрой» в соответствии с разработанными требованиями.

Вы, наверное, заметили, что качество обрезки деревьев у нас изменилось в лучшую сторону. Обрезка деревьев бывает разной: это и уборка сухих ветвей, и придание какой-либо формы кроне.

«Не хочется терять федеральные деньги». Большой разговор с главой комитета благоустройства Екатеринбурга
Фото: архив 66.RU

Что касается дворов, то там эту работу по обращению жителей выполняют управляющие компании, не муниципалитет. Для этого обязательно должно пройти собрание собственников жилья, и решение принимается большинством голосов.

Поверьте, никто специально здоровое дерево рубить не будет. У нас много таких обращений, и специалист в состоянии определить, больное ли дерево. В городе много сухих деревьев, усыхающих, также очень много деревьев, которые повреждены различными заболеваниями.

— В 2021 году вы говорили про дефицит водителей уборочной техники, которые уехали строить трассу Москва — Казань. Ситуация изменилась?

— Стало немного лучше, в прошлом году увеличили зарплату водителям и механизаторам, и на тот период отток несколько уменьшился. У нас, конечно, и сейчас есть дефицит, потому что это работа сложная, работать надо в основном ночью. Нужно следить, чтобы оборудование правильно работало и результат был надлежащего качества. Но на данный момент дефицит стал меньше.

— Насколько меньше, какой сейчас дефицит?

— В каждом ДЭУ порядка 10% вакансий водителей и механизаторов. В принципе, работа, на мой взгляд, очень благородная.

«Не хочется терять федеральные деньги». Большой разговор с главой комитета благоустройства Екатеринбурга
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

— А зарплаты на сколько увеличили?

— Средняя зарплата водителя сейчас 50 000 рублей. Если говорить о механизаторах-грейдеристах, то там, в зависимости от количества отработанных смен, может выходить более 60 000 рублей, но все зависит от квалификации.

Но основная категория, которая работает в ДЭУ, — дорожные рабочие. Там не требуется какая-то квалификация, можно прийти и работать с любым образованием. Бывает периодически какой-то отток мигрантов, но это не проблематично.

Водители — более квалифицированный персонал. Там ты не просто управляешь автомобилем и куда-то поехал. Это непростая работа, ведь еще есть механизмы, которыми надо грамотно и правильно управлять.

— Но проблема все-таки есть. Что-то планируется предпринять, чтобы ее решить?

— Все зависит от того, насколько в самом городе есть вакансии по таким категориям работников. Сейчас у нас прямо сильной нехватки кадров нет. Летом всегда чуть лучше, чем зимой, потому что техники меньше выходит на дороги.