Фото: предоставлено 66.RU героем публикации |
---|
Владимир Харитонов |
— Роскомнадзор (РКН) намерен ввести цензуру для книгоиздателей. Такое предложение ведомство направило Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в январе, а сейчас — благодаря утечке информации или работе хакеров — с документом познакомились издательства. Замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин объясняет в письме, что у нас нет единого контрольно-надзорного органа, регулирующего рынок книгопечатной продукции, хотя такой орган государству нужен.
Главной проблемой Роскомнадзор считает свободное производство и продажу книг, в которых, если смотреть прищуренным глазом, всегда можно обнаружить нарушения закона.
Чтобы оградить читателей от негативных последствий, ведомство предлагает план из трех пунктов.
По сути, нам предлагают учредить цензурный комитет. Но в реальность такого исхода поверить сложно, поскольку автор идеи плохо представляет себе, как устроена книжная индустрия.
В России каждый год издают 100–120 тысяч книг, из них 35% — новые. Но не каждая рукопись, которую приносят издателям, идет в печать. Из большого потока издатель выбирает тексты, способные заинтересовать читателя. Их продажи покрывают затраты на выпуск тиража и приносят доход. Невостребованных рукописей — в 10, а то и в 20 раз больше. Значит, на экспертизу понесут не 35 тысяч книг, а 350 тысяч, если не все 500. Поток действительно огромный.
Соответственно, Роскомнадзору придется организовать 500 тысяч экспертиз в год за бюджетные деньги — других источников у него нет. Нельзя же, в самом деле, требовать с автора, чтобы он сам платил экспертам, которые станут искать в его тексте признаки нарушений закона. Издательствам лишние затраты тоже ни к чему — речь об этом заходит всякий раз, когда государство пытается добавить им ненужной работы.
Стало быть, все эти экспертизы будет финансировать государство. РКН на это и рассчитывает — ведомство просто хочет сесть еще на один финансовый поток.
При этом надзорный орган собирается нарушить закон.
Если заводить реестр, понадобится государственная информационная система с данными об издателях — для этого нужны веские основания. Распоряжений Министерства цифрового развития или даже целого правительства будет недостаточно — придется принимать федеральный закон о лицензировании книжных издательств (с начала 90-х они работают без лицензий, что до сих пор и гарантировало свободу слова).
Не обойтись и без понятной процедуры, объясняющей, как заносить издательства в реестр, как исключать из реестра. Кому-то этот реестр придется вести и отвечать за сохранность персональных данных директоров или главных редакторов. Все это потребует бюджетных денег, которым сегодня находят другое применение.
В общем, затея предполагает много бюрократических телодвижений. Боюсь, что Роскомнадзор при всем его авторитете в правительстве (или что у него там есть) не сможет запустить эту машину. Министерство цифрового развития, которому адресовано письмо РКН, вряд ли захочет ему помогать. У этих ведомств — слава богу! — не очень простые отношения. Тем более, если деньги за экспертизу будет получать надзорный орган, министерству ничего не достанется.
Тем временем государство добивается цензуры другими средствами.
Буквально на днях был случай с бестселлером «Конец режима. Как закончились три европейские диктатуры», где автор вспоминает опыт Испании, Португалии и Греции. Первый тираж распродали очень быстро. Читатели, которым книг не хватило, оставили в магазинах заявки, чтобы им прислали СМС-сообщения, когда появятся новые экземпляры. Второй тираж поступил в минувшую среду. Сотрудники магазинов через CRM отправили СМС всем желающим и разместили новость о поступлении книги в соцсетях.
На следующий день им стали звонить разгневанные покупатели, не получившие СМС. Оказалось, сообщения действительно не дошли. Отправили повторно — результат тот же. В техподдержке магазинам объяснили: «Ваши СМС заблокированы мобильными операторами (видимо, всеми), так как содержат информацию, возможно, нарушающую законодательство Российской Федерации».
СМС с другой формулировкой — «Новая книга поступила и отложена для вас в течение трех дней» — адресаты получили. Вопрос, что именно возмутило машину — «Конец режима» или «Как закончились европейские диктатуры»?
Тут много поводов для размышлений. Тотальной цензуры в книгоиздательстве пока нет, но тревожных сигналов становится все больше.
Редакция 66.RU направила в Минцифры РФ запрос по поводу письма Роскомнадзора и ждет ответа.