Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Рост гособоронзаказа на 20%». Уральские промышленные строители готовятся к переводу на военные рельсы

8 января 2023, 12:31
«Рост гособоронзаказа на 20%». Уральские промышленные строители готовятся к переводу на военные рельсы
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
Участники рынка рассказали, как обходятся без зарубежного оборудования и за счет чего будут получать подряды в ближайшие годы.

В 2022 году почти половина (43%) строителей и проектировщиков на Урале столкнулись с высоким уровнем административных барьеров, связанных с пересчетом стоимости контрактов из-за роста стоимости строительных материалов и отсутствия единой политики властей в отношении перепланировки помещений. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Уральским объединением строителей» и «Лигой проектных организаций» среди своих более 2000 участников и подрядчиков в сфере бюджетного, гражданского, промышленного строительства и проектирования (результаты опроса есть в распоряжении 66.RU.

В этом году вышло постановление правительства РФ, согласно которому строители получили возможность пересчитывать стоимость контракта по причине роста стоимости стройматериалов. «Мы долго добивались принятия в Свердловской области регионального нормативного акта, который был бы зеркален федеральному постановлению. Только в случае появления акта уральские строители смогли бы подавать заявку заказчикам на пересчет контрактов. Когда региональный акт был подписан нашим губернатором, у того, кто смог добиться пересчета, маржинальность не снизилась», — объяснили 66.RU в «Уральском объединении строителей».

Структура заключаемых контрактов в этом году изменилась: более 57% участников опроса отметили увеличение спроса на бюджетное строительство и проектирование социальных объектов, а также на госзаказы. Так, доля госконтрактов выросла на 10%, а доля заказов от частных компаний уменьшилась на 15–20%.

Но в целом большинство подрядчиков заявили, что 2022 год принес меньше новых заказов, соответственно, прибыль сократилась. Это связано с санкциями и переориентацией на аналоги известных импортных материалов и оборудования. «Нарушение логистики, недопустимые сроки поставок и высокий уровень цен, оставшихся складских зарубежных позиций, отсутствие иностранных комплектующих и отечественных аналогов — главные проблемы, с которыми столкнулись строители и проектировщики», — добавили в «Уральском объединении строителей».

В организации констатировали: доля импорта в базовых стройматериалах невысока, например, цемент — 2%. Но с оборудованием сложилась критическая ситуация — импортозависимость достигает 100%. Так, аналогов ушедшего из России Siemens нет. Сейчас идет переориентация на китайских и турецких производителей, то есть отечественного оборудования придется ждать еще долго.

Подавляющее большинство респондентов — 85% — считают, что, в связи со спецоперацией на Украине, в 2023 году станут перспективными гособоронзаказы и работы, связанные с возведением производственных и складских комплексов для нужд промышленности. С учетом заявления президента РФ Владимира Путина о частичной мобилизации экономики, строители ожидают увеличения гособоронзаказа не менее чем на 20%.

В частности, прогнозируемый спрос на складские помещения связывают с планами по строительству крупных промышленных предприятий. Их озвучили, к примеру, в сентябре на форуме ICID-2022 в Екатеринбурге. Представители «Мечела», «НЛМК», «Камаза», «Алмаз Антея», «Атомэнергопроекта» (проекты «Росатома»), «Ростелекома», «Пермских моторов», «Транснефти», «МТЗ-ХОЛДИНГ» (Беларусь) рассказали о больших и перспективных проектах для подрядчиков.

В будущем промышленные предприятия предлагают создавать крупные объединения для строительства и проектные институты с госучастием, плановыми заданиями на пятилетку, как было в советское время, и уменьшенными налогами, как в современной IT-отрасли.

На упомянутом форуме участники рынка высказали основные пожелания Минпромторгу и Минстрою РФ о мерах, способных ускорить строительство промышленных объектов быстрее, проще и выгоднее. В числе предложений:

  • избавиться от излишних административных барьеров при проектировании и прохождении экспертизы проекта для ускорения сроков строительства;
  • внести в законодательство учет затрат, связанных с простоем работников по неблагоприятным погодным условиям, с переносом срока поставки материалов, с временной консервацией объектов;
  • ввести точный срок оплаты работ и оплату налогов после получения денег от заказчика.

«Если выделить главный риск, то он заключен в Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Риск в том, что акцент явно смещен в сторону жилищного строительства. Авторы стратегии в больше степени говорят о жилье, а о промышленности — один абзац», — заключили в «Уральском объединении строителей».