С 1 ноября 2023 года в Москве и Московской области запустят эксперимент по онлайн-продаже отечественного вина. Как сообщает издание «Известия» со ссылкой на правительственный законопроект (проходит завершающие стадии согласования перед внесением в Госдуму), такой тест продлится до 31 июля 2026 года.
Эксперимент затронет торговлю тихими, игристыми и креплеными напитками. Покупатели смогут сделать заказ на сайте «Почты России». Заказчики должны подтвердить возраст одним из двух способов: показать курьеру паспорт или использовать Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА, которую сейчас применяют, например, на «Госуслугах»).
После того как компания зарегистрирует заказ, должны пройти сутки, прежде чем почта приступит к доставке. «Поставка продукции будет осуществляться напрямую от производителя, это потребует дополнительных временных затрат, поэтому она предполагается спустя 24 часа после регистрации заказа», — пояснили в Минфине.
В министерстве добавили, что эксперимент по онлайн-продаже алкоголя поспособствует развитию российского виноделия и изменит баланс спроса в пользу отечественной продукции. Также он позволит правительству оценить работу предложенных механизмов контроля онлайн-продаж и сократить объемы контрафактной и фальсифицированной продукции в интернете.
Однако у инициативы есть и негативные стороны. В Центральном научно-исследовательском институте организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава считают, что дистанционная продажа алкоголя существенно снизит положительный эффект от уже действующих запретов на продажу спиртного в РФ. Например, есть риск того, что товар смогут получать несовершеннолетние (так как сделка носит непубличный характер). А также курьерская доставка алкоголя может повысить риски запоев среди населения.
В Ассоциации компаний интернет-торговли в свою очередь добавили, что инициатива своевременна, но у нее есть слабые места. Например, потребители не смогут использовать мобильные приложения, через которые сейчас формируют около 75% заказов. Механизмы идентификации возраста клиентов также требуют доработки.
- В России дистанционная продажа алкоголя запрещена законом с 2007 года.
- В 2017 году Минфин подготовил законопроект, по которому онлайн-продажа спиртного могла начаться в 2020 году. Но инициативу так и не реализовали: законопроект отклонили в Минздраве и МВД.
- Интерес к сайтам магазинов алкогольных напитков увеличился в пандемию коронавируса.
- В мае 2021 года «Почта России» начала подготовку к эксперименту по поручению Владимира Путина. Речь тогда шла о доставке спустя 24 часа с момента заказа.
- Как рассказывали в презентации компании, в перспективе в 2025 году при обслуживании 140 тыс. заказов в день выручка платформы может составить 100 млрд рублей, а количество проданных бутылок — 200 млн объемом 15 млн дал.