Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Впервые в истории российской авиации перевозчик получит «Суперджет» с подержанными двигателями

23 ноября 2022, 09:27
Впервые в истории российской авиации перевозчик получит «Суперджет» с подержанными двигателями
Фото: РИА Новости / Илья Питалев
Речь идет о двигателях из подменного пула, которые «имеют небольшой налет». В «Ростехе» при этом заявили, что «установки находятся в великолепном состоянии», а детали поставки согласованы с заказчиком.

До конца года авиакомпания «Азимут» пополнит свой монофлот семнадцатым по счету Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Компания получит его от «ПСБ Лизинга». При этом, как стало известно «Ъ», на самолете стоят подержанные двигатели.

Глава совета директоров «Азимута» Павел Удод ситуацию не комментирует. Но, по словам нескольких собеседников издания в авиапроме, авиакомпании и Минтрансе, двигатели взяты из так называемого подменного пула. Это единственный в 2022 году поставленный новый SSJ с двигателями, «имеющими небольшой налет».

Источник рассказал, что передачу самолета «Азимуту» сильно задержали из-за того, что в Росавиации долго решали, как оформлять документацию летной годности такого SSJ. В итоге в формулярах оставили указание на установку двигателей второй категории.

В «Ростехе» подтвердили, что на самолет установлены двигатели «из имеющегося наличия запасных частей», и добавили, что «силовые установки находятся в великолепном состоянии». Безопасности полетов ничто не угрожает.

Ситуация с двигателями для SSJ в России сегодня

Как указали в госкорпорации, после того, как ЕС в феврале наложил санкции на поставщика двигателей SaM146 — PowerJet, производство новых двигателей приостановили. С тех пор в производстве используют двигатели, которые были в наличии на момент введения санкций.

В 2019 году в создаваемом подменном пуле SaM146 было 17 двигателей, и перевозчики жаловались на их нехватку. По словам двух источников в отрасли, за три года двигателей в общем резерве больше не стало. Несколько из них отправили на ремонт во Францию и из-за санкций Safran (французский совладелец PowerJet) их так и не вернули.

В «Ростехе» отметили, что сейчас нет системных проблем с эксплуатацией самолетов SSJ.

«Ситуация с запчастями напряженная, однако показатели исправности парка и готовности к вылету находятся на высоком уровне», — заявили в госкорпорации.

В третьем квартале среднемесячный налет парка SSJ100 вырос более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Регулярность вылетов сохраняется на уровне более 98%.

По оценке источника, некоторым перевозчикам в этом году удалось увеличить налет на двигателях SaM146 с 2–4 тыс. часов до капитального ремонта до 5–6 тыс. часов. По другим данным — до 7–8 тыс. часов. Представитель Willis Lease Financial Company в Восточной Европе (крупнейший лизингодатель двигателей Rolls-Royce, General Electric и CFMI) Дмитрий Воскресенский считает, что «при хорошей нагрузке это даст 2,5—3 года работы до серьезных чеков».

«Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) разрабатывает двигатель ПД-8, который планируют поставлять на самолеты SSJ New в следующем году.

Согласно комплексной программе развития авиаотрасли, до 2030 года в РФ должны выпустить 314 ПД-8, из которых 284 установят на 142 выпущенных за тот же период SSJ New. Оставшихся 30 двигателей не хватит на ремоторизацию общего флота SSJ, в котором перевозчики эксплуатируют около 140 самолетов, а также для формирования подменного пула.

Дмитрий Воскресенский отметил, что потребности в пуле сегодня сложно предсказать — это зависит от будущих маршрутных сеток авиакомпаний. В международной практике на дальнемагистральный флот (от трех часов среднесуточного налета) обычно приходится один подменный двигатель на семь-восемь самолетов.

Если «шаг полета» региональных компаний в среднем составляет около двух часов, им обычно требуется двигатель на пять-шесть бортов. Но здесь речь о двигателях западного производства с запасом в 20 тыс. циклов. Если брать в расчет цикл SaM146, то в пуле, по мнению Воскресенского, должно быть не 30, а 60 двигателей. В итоге число ПД-8 в пуле будет зависеть от практики эксплуатации.

Какие авиакомпании могут получить SSJ с подержанными двигателями

До конца 2022 года авиакомпании должны получить еще как минимум пять SSJ100. При этом источники отмечают, что в следующем году перевозчикам поставят еще около десяти SSJ100 (из плана 2022 года), часть из которых будет также с двигателями из подменного пула. В «Ростехе» не уточнили, сколько планируемых к передаче SSJ в 2023 году будут с подержанными двигателями.

Однако уже до конца этого года «Азимут» получит один ремаркетированный борт (который использовала другая авиакомпания).

В авиакомпании «Россия» — которая должна получить до конца 2022 года два новых самолета — сообщили, что не рассматривают поставку SSJ-100 с подержанными двигателями.

В Red Wings рассказали, что ожидают два новых SSJ100 с двигателями SaM146 уже в декабре. В компании отметили, что прорабатывают варианты получения воздушных судов с двигателями второй категории.