Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Уральские дизайнеры хотят, но не смогут импортозаместить покинувшие Россию модные бренды. Пять причин

12 ноября 2022, 11:50
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Крупные бренды, такие как Bershka, Adidas, Burberry, Nike, Pull&Bear, Reserved, отказались оставаться на российском рынке и окончательно ушли с него. Теперь вакантные пустующие места в торговых центрах Екатеринбурга вроде бы могут занять локальные производители одежды. Но все не так просто.

На Неделе моды в Екатеринбурге столичные и местные дизайнеры собрались, чтобы обсудить, как им теперь строить свой бизнес в новых условиях. По итогу дискуссии эксперты решили, что теперь реализоваться на российском рынке будет очень сложно по ряду причин.

Первая причина

Уход крупных брендов, таких как ZARA, H&M, не способствует развитию российских брендов. Мало того, он ударит и по ним самим, считает основатель бренда женской одежды MD Makhmudov Djemal Джемал Махмудов.

Джемал Махмудов, основатель бренда женской одежды MD Makhmudov Djemal:

— Рынок устроен так: если H&M развивается, открывает больше магазинов, тогда экономический фон благоприятен для того, чтобы российские дизайнеры развивались. Но когда большой бренд уходит, российские предприниматели не могут заполнить тот объем товара, что был.

Уральские дизайнеры хотят, но не смогут импортозаместить покинувшие Россию модные бренды. Пять причин
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Вторая причина

Сокращение реальных доходов населения. Много россиян, ранее работавших в представительствах зарубежных компаний, остались без работы. Непростые времена переживают и отечественные предприятия различных сфер деятельности, они тоже сокращают персонал. Люди испытывают финансовые трудности, экономить они будут в том числе и на одежде.

Российское производство никогда не сделает продукцию в таком же ценовом сегменте, как условная ZARA, — вопрос в объемах выпуска. Товары локальных производителей всегда будут дороже.

«Например, ZARA, может выпустить 500–1000 футболок и стоить они будут 500 рублей, тогда как локальные фирмы могут сделать лишь 5–10 таких футболок, а ценник у них будет выше в 2–3 раза», — говорит Махмудов.

Третья причина

Высокая арендная ставка в торговых центрах. Местные дизайнеры стремятся разместить свой товар в торговых центрах, но не все могут потянуть стоимость аренды площадей. Так, в среднем помещение площадью 80 кв. метров под магазин обойдется дизайнеру в 100 тыс. рублей в месяц. Владельцы моллов, по словам представителя детского магазина Панда School, идти навстречу бизнесменам не готовы — торговые центры в принципе не испытывают лояльности к мелким брендам.

Много тратят на помещения и те дизайнеры, кто платит не фиксированную сумму за аренду площадей, а процент с продаж. С локальных компаний арендодатели берут от 14 до 20%, тогда как иностранные бренды платили им 4–7%. По словам члена Ассоциации высокой моды и прет-а-порте России Сергея Сысоева, это очень большие ставки для российских предпринимателей.

Сергей Сысоев, член Ассоциации высокой моды и прет-а-порте России:

— Помню, что я в Берлине выступал со своей коллекцией. Мои коллеги, после того как узнали, сколько я плачу процентную ставку аренды в Москве на Новом Арбате, спросили, почему я не мировая знаменитость. По их меркам, такие суммы платят лишь очень известные и влиятельные модные дома.

Уральские дизайнеры хотят, но не смогут импортозаместить покинувшие Россию модные бренды. Пять причин
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Четвертая причина

Неразвитость текстильной промышленности в России. Отсутствие больших фабрик по производству тканей для повседневной одежды. Их в основном привозят из Китая, Турции, Италии, Франции.

«Китайские полотна дешевые, но некачественные. Французские и итальянские ткани хорошие, но дорогие. Доступной остается Турция, где почти все дизайнеры и закупаются», — рассказал Махмудов.

В последнее время модельеры из-за логистических сложностей стали присматриваться к компаниям из Узбекистана и Белоруссии. Коммерческий директор Local Retail Group (бренды Hard Store, Super Socks) Арина Бирюкова считает, что через лет пять Узбекистан вполне сможет заменить турецких поставщиков. Страна имеет мощные производства хлопковых тканей.

Уральские дизайнеры хотят, но не смогут импортозаместить покинувшие Россию модные бренды. Пять причин
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Пятая причина

Дизайнерам не хватает опыта в ведении бизнеса. По словам директора ТРК «КомсоМолл» Ксении Бельских, начинающие модельеры приходят на арендованные площадки и порой не знают, с чего начать: как строить бизнес, вести документацию и многое другое. В большинстве случаев это стопор для выхода на рынок. Уровень предпринимательства в дизайнерской среде очень низок, отмечает она.

Коммерческий директор Универмага BOLSHOY Елена Петрайтиса считает, что не важно на какой стадии находится бренд, он может работать и развиваться. Такие Универмаги как BOLSHOY предлагают помощь и поддержку бренду, чтобы он выходил на рынок и занимался розницей.

Екатерина Норманская