Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) высказал тревогу относительно обсуждаемого в Госдуме РФ законопроекта «Об изменениях в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования травли в образовательной организации». Документ предусматривает, что учебные заведения «обязуются принимать меры в случае выявления фактов травли учащихся, а также вести профилактические работы по улучшению психологической обстановки».
«Это отчасти сродно закону о семейном насилии, который некогда пытались провести. Это схоже еще с целым рядом законов, которые имеют очень благовидные имена и которые декларируют очень правильные цели. Мы же хотим, чтобы не было в семьях насилия, чтобы в школе не было вот этого буллинга и, как результата, школьных расстрелов, шутинга или прочих ненормальных вещей. Конечно, так. Но если внимательно рассмотреть те механизмы, которые заложены в проектах закона, мы видим, что закон направлен не на достижение цели остановить буллинг, а скорее на то, чтобы ввести в школу механизмы чуждые школе, чуждые нашему обществу», — заявил митрополит в эфире телеканала «Спас».
По мнению главы Екатеринбургской епархии, борясь с буллингом, депутаты могут «дать очередную степень свободы детям, еще в каких-то аспектах ограничить учителя, семью». «Как в Европе, сегодня эти идеи дошли уже до каких-то предельных ситуаций, когда несовершеннолетний ребенок говорит: «Я хочу поменять пол. Я не хочу быть мальчиком, я не хочу быть девочкой». И созданы такие условия, что ни родители, ни кто-то в обществе не может повлиять. Ребенок посидел в социальных сетях, заразился вот этой идеей, он потребовал ее выполнить, и его уродуют, его калечат. Пройдет 10–20 лет, он повзрослеет и поймет, что сделал ошибку. Но эта ошибка уже настолько извратила, искромсала его тело, что он не сможет вернуться к нормальной жизни. Такой человек не сможет иметь ни детей, ни семьи, ни нормальной жизни. И, к сожалению, это закончится суицидом или еще какой-то трагедией», — уверен владыка Евгений.
По его словам, в законопроекте «заложены механизмы, разрушающие иммунитет, который присутствует в системе взаимоотношений школы и семьи». В случае принятия документа в систему могут войти «западные извращенные тенденции, которые мы сегодня наблюдаем».
В стремлении оградить детей от насилия российские власти должны использовать механизмы, созданные в советской школе. «Люди общались друг с другом, когда педагог был лидером класса, когда он был авторитетом для детей. Считаю, стоит посмотреть на опыт советской школы и на опыт других стран. Насколько мне известно, в израильской средней школе они там все присутствуют. Там пионерия, то есть подростки, которые являются лидерами и воспитателями для малышей, для которых является абсолютным авторитетом старший — учитель, наставник, родитель. Система выстроена, и она работает. Не вижу препятствия нам искать такие решения и привносить их в нашу школу, чтобы не разрушать, а созидать», — заключил митрополит.
В пояснительной записке к законопроекту объясняется, что несовершеннолетние большую часть времени находятся в школах, где и формируются условия для их общения со сверстниками и учителями, которых депутаты Госдумы также рассматривают как потенциальный субъект травли ребенка.
Упомянутый законопроект предлагает закрепить понятие «травля», определить его субъектный состав, а также сформировать основу для дальнейшего составления новых нормативных документов — Государственной программы профилактики травли (ГППТ) и Единого стандарта профилактики травли.
В пояснительной записке к законопроекту объясняется, что несовершеннолетние большую часть времени находятся в школах, где и формируются условия для их общения со сверстниками и учителями, которых депутаты Госдумы также рассматривают как потенциальный субъект травли ребенка.