Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Хозяйка дома в Костанае превратила его в убежище для прибывающих в Казахстан россиян

Хозяйка дома в Костанае превратила его в убежище для прибывающих в Казахстан россиян
Фото: Настя Кеда, 66.RU
Елена каждый день селит у себя по несколько приезжающих в страну граждан России. Денег за жилье с них она не берет. Кто-то остается в ее доме на сутки, кто-то живет неделями. Корреспондент 66.RU узнал, как устроен этот казахстанский хаб для мигрантов. Все имена изменены по просьбе героев публикации.

За большим двухэтажным домом — ухоженный двор с аккуратными дорожками, на участке растут ели, пихты и туи. Входящих встречает пес Бадди. Елена — хозяйка дома — приютила лабрадора пару лет назад, когда от него отказались хозяева. Он всем рад и совсем не боится незнакомцев. А их тут теперь много. В этом доме — хаб для тех, кто уехал в Казахстан после начала частичной мобилизации.

Перед домом — летняя веранда с зоной для курения. В самом доме — просторная гостиная с круглым столом на семь стульев. На плите стоят кастрюли с едой и турка, на столе — сладости и угощения. Гостям Елена предлагает чай, кофе, горячий обед. Турку приходится ставить минимум 10 раз в день — сейчас в доме живут больше 15 человек.

Приезжие обычно остаются здесь на день-два — этого хватает, чтобы отдохнуть с дороги после перехода границы, найти жилье, обменять деньги, купить сим-карту или же купить билеты и отправиться дальше.

«Я веб-аналитик и вроде могу попасть в списки под бронь, но это неточно, особенно в наших реалиях. Все нормально с удаленкой, ноутбук с собой. Границу прошел часов за восемь, в целом выпускали нормально, но мы ждали трех человек, которых особо долго мурыжили», — рассказывает один из постояльцев, Константин. Он в доме вторые сутки и вскоре собирается ехать дальше.

В доме заняты все комнаты, кому-то достается место на кроватях и диванах, кто-то расстилает матрасы на полу. Всем выдают постельное белье. Денег за проживание Елена с мигрантов не берет. Они скидываются только на продукты, из которых женщина готовит пищу на всех.

Данил — ее сын — вернулся из Петербурга, где работал инженером. Он родился и вырос в Казахстане, но два года назад решил получить российское гражданство.

«Мне не хотелось переживать за потенциальную возможность оказаться в армии. У меня нет проблем с тем, чтобы служить, но в нынешней ситуации я не хочу никак взаимодействовать и коммуницировать с военными и прочими структурами. Кроме того, я вернулся главным образом, чтобы успокоить родителей. Они слишком сильно переживали», — рассказывает он.

У Елены есть еще один сын — он увлекается средневековой исторической реконструкцией. На некоторое время о хобби придется забыть. На цокольном этаже дома, где оборудована боевая арена для сражений и хранятся доспехи, теперь спят россияне.

Никита приехал в Казахстан из Екатеринбурга. Сначала спал на полу в общей комнате, потом переехал в отдельную комнату — под лестницей.

«Я теперь как Гарри Поттер буду жить. Лена — прекрасная женщина, очень отзывчивая, никому не отказывает. Я никогда не хотел уезжать из России, но я в корне не согласен с тем, что сейчас происходит в стране. Ощущение, что ее у меня просто отняли. Я потерял работу, так как сотрудничал с международными компаниями. Дома осталась жена, которая теперь живет одна. Но я ее жду здесь. В целом живем тут дружно, иногда собираемся шутим, но все равно все всегда в телефонах и часто вслух читают очередную «чудесную» новость из России», — рассказывает Никита.

«Тяжеловато коротать дни. Я приехал из Екатеринбурга на автобусе, ехал долго, 15 часов, я индивидуальный предприниматель, здесь я отсиживаюсь от мобилизации, повестки я не получал, но тем не менее мне хватило информации, чтобы сюда уехать. Настроение не очень, потому что хочу к жене и детям, они остались в России. Вернусь только тогда, когда буду уверен, что не будет ни второй, ни третьей волны мобилизации», — говорит еще один жилец — Сергей.

Елена рассказывает, что принимает всех, потому что «не хочет, чтобы кто-то умирал». Гостей в ее доме стало так много, что часть приехавших пришлось отправить к маме, в чьем жилище даже понадобилось сделать перестановку, чтобы была возможность разместить как можно больше человек.

Все розетки в доме заняты зарядными устройствами для телефонов. Повсюду стоят ноутбуки. Приезжие стараются работать удаленно. В доме живут айтишники, криптовалютчики, два предпринимателя, веб-аналитик, юрист.

«С работой мне сложнее, потому что я юрист, мне нужно работать в российском правовом поле, я же занимался в том числе и представительством в суде. Определенные договоренности у меня есть, я постараюсь работать по своей специальности, но уже из другой страны. Настроение тревожное, та ситуация, в которой оказались я и мои близкие, — удручающая. Никогда не думал, что дойдет до такого. Я говорю не только политике, но и об экономике, потому что это, конечно, негативно скажется и на уровне доходов. Вместо того чтобы развиваться, мы пойдем назад. Удручает, что нет стабильности», — рассказывает Антон.

Днем гости Елены уходят в город, чтобы оформить банковские карты, поменять деньги или получить ИИН — индивидуальный идентификационный номер в местном ЦОНе (центре обслуживания населения) — аналоге российского МФЦ.

«В городе много русских, они сразу идут в «Макдоналдс». Приезжих можно узнать по рюкзакам и сумкам и по тому, что они не отрываются от телефона. Некоторые приезжие, наверно, из Москвы, Петербурга или Екатеринбурга, выделяются стилем одежды и прическами. Отношение и обслуживание в госорганах со стороны казахов прекрасное: помогают, подсказывают», — говорит Никита.

К вечеру все возвращаются домой и начинают звонить родным, в этот момент роутер не выдерживает нагрузки — скорость интернета падает. Ужинают здесь обычно все вместе.