Общественная палата РФ утвердила новые составы общественных наблюдательных комиссий, действующих в российских регионах. Так, в Свердловской области стало известно о 30 членах ОНК, которые с ноября приступят к своим обязанностям. Из действующих на данный момент 40 членов комиссии полномочия продлили только семи.
Общественная наблюдательная комиссия была сформирована в 2008 году по указу президента Дмитрия Медведева после многочисленных скандалов, которые сопровождали работу российских колоний. В состав ОНК должны были войти общественные деятели, которые бы следили за соблюдением прав человека в пенитенциарных учреждениях. Для этого они получали свободный доступ в колонии, СИЗО и полицейские камеры для задержанных. О найденных нарушениях наблюдатели должны были оповещать надзорные органы, чтобы те приводили состояние дел к соблюдению законности. Такая прозрачность работы должна была, по мысли законотворцев, привести к сокращению практики издевательств над осужденными и задержанными.
Однако в новый состав свердловской ОНК не вошли «ветераны» комиссии, активно боровшиеся с нарушениями. Например, дорабатывающая свой срок в комисии Ольга Иванцева, сотрудник организации «Женский юрист». Она подавала документы на продление полномочий, но ее кандидатуру не утвердила Общественная палата РФ.
— Наверное, мы не вошли в следующий состав комиссии, потому что подавали слишком много обращений. Например, мы давали заключения в суд по условиям содержания в СИЗО по учреждениям МВД. Ну, кому надо, чтобы это предавалось огласке?
Мандаты нынешних членов ОНК действуют до 7 ноября 2022 года, после чего их полномочия прекратятся. Состав комиссии обновляется каждые три года.
В новый состав ОНК вошли, например, Ашурбек Манасов (ранее руководивший общественной организацией, зарегистрированной в ФКУ ИК-2 Екатеринбурга) или Владимир Попов, сотрудник аппарата уполномоченного по правам человека Свердловской области.
По словам правозащитника, руководителя организации «Правовая основа» Алексея Соколова, «новый состав ОНК перестанет фиксировать реальное положение дел в пенитенциарных учреждениях, поэтому нарушения в свердловских колониях закончатся».
— Ситуация сложилась такая, что ФСИН плотно держит под контролем ОНК и не допускает тех, кто может что-то заявить о нарушениях.
Члены первых составов наблюдательной комиссии предавали огласке подробности жизни обитателей российских колоний. К примеру, все скандалы, связанные с пытками в свердловских пенитенциарных учреждениях, были преданы огласке членами ОНК. Впоследствии за пытки и издевательства над осужденными в екатеринбургской ИК-2 были осуждены несколько человек.
В ответ на это руководство регионального ФСИН подавало в суд на наблюдателей, обвиняя их в клевете и сотрудничестве с уголовным элементом.