Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России резко выросло количество предложений о покупках в рассрочку. Соглашаться на них очень рискованно

18 сентября 2022, 13:00
В России резко выросло количество предложений о покупках в рассрочку. Соглашаться на них очень рискованно
Фото: Известия / Павел Бедняков
В ЦБ заявили о рисках такого вида оплаты, главный — отсутствие договора потребкредита, что лишает человека значимых прав и гарантий. Сейчас регулятор рассматривает варианты регулирования этого сегмента.

Гражданам РФ начали активно предлагать купить товары в рассрочку по принципу BNPL, то есть оплачивать их равными частями в течение небольшого периода времени без дополнительных процентов. Число заявок от компаний на подключение такой рассрочки значительно выросло с февраля-марта нынешнего года: в сегменте товаров для дома их количество увеличилось на 80%, в сфере медуслуг — на 65%, одежды и обуви — на 60%, а косметики — на 45%. Данные такого исследования привел сервис Flexipay.

В марте предпринимателям пришлось повысить стоимость товаров в среднем на 15–50%, из-за чего объемы продаж упали. Для их стабилизации и внедрили такую услугу.

При этом в Банке России корреспонденту «Известий» заявили о рисках покупок таким способом. Главная опасность для клиентов — отсутствие договора потребкредита, это лишает человека значимых прав и гарантий. Например, ограничения по уступке прав по таким договорам и предельного значения штрафа за просрочку.

Кроме того, данные о подобных обязательствах отсутствуют в бюро кредитных историй, что не позволяет профессиональным кредиторам верно оценить долговую нагрузку граждан при обращении за ссудами. В ЦБ добавили, что рассматривают возможность сближения регулирования потребительских кредитов и услуг рассрочки.

Среди клиентов рост популярности рассрочки связан с тем, что с начала марта банки ужесточили условия и стали чаще отказывать закредитованным и недисциплинированным заемщикам, уверен эксперт «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.

«Этот сервис появился в России недавно. При этом на текущий момент количество его клиентов уже превышает три млн», — оценил ситуацию гендиректор финансовой экосистемы Unicom Дмитрий Африканов.

Эксперты уверены, что спрос на эти услуги продолжит расти, активно использовать механизм будут на площадках крупных маркетплейсов. Возможность оформления рассрочки может появиться и у онлайн-ритейлеров и обычных продуктовых магазинов.

Но директор СРО НАПКА Борис Воронин уверен, что сегмент BNPL требует регулирования, потому что еще достаточно молодой. По уровню риска такая рассрочка близка к POS-кредитованию, кредитным картам, полагает он. При этом у BNPL более короткий срок займа, поэтому риски у нее также ниже, так как платежеспособность клиента за три-четыре месяца существенно не меняется.