Ирина Дережова, психолог, преподаватель, директор «Академии лидерства и самореализации»
— Как детям правильно преподнести подъем флага, звучание гимна, чтобы не было отторжения?
— Я поговорила с родителями в связи с нововведениями, и все очень довольны. Мы обсудили с ними, что в гимне присутствуют великолепные слова и понятия: «отечество», «слава», «гордость за страну», «мечта», «верность», «союз вековой», «мудрость народная» — это понятия, которые каждый родитель — мама или папа — может описать, рассказать, что это такое, и объяснить, что эти слова значат для семьи. И пояснить ребенку, что теперь раз в неделю он будет их слушать, зимой — в классе, в теплое время — на улице. Надо донести до ребенка, что для него это полезно и интересно, и предложить ему поделиться наблюдениями с одноклассниками.
В марте этого года я была на съезде по поддержанию духовно-нравственных ценностей российских. Мы говорили в течение целого дня и написали открытое письмо в поддержку указа президента. Область духовно-нравственных ценностей — предмет важнейшей борьбы. Как в 1917 году была революция, так и сейчас идет революция сознания, победят, конечно, созидательные силы благодаря нашим словам, мыслям, делам.
— Как вырастить ребенка «чистым», когда на экране появляются зоофилы и трансгендеры?
— Я не за то, чтобы была некая идеология, это слишком. Это как асфальтовым катком пройтись, к сознанию так относиться нельзя. Я призываю воспитывать нравственность — это умение любить, это целостность человека. В ближайшие годы духовный кризис будет только нарастать, если мы не будем ему противодействовать. Поэтому важно воспитывать в детях целостность. Также нравственность — это честность и умение дружить. Нужно уметь дружить взаимополезно, чтобы никто никого не использовал. И если страны научатся правильно дружить и одна страна не будет манипулировать другой, то не будет спецоперации.
Борис Чернышов, заместитель председателя Госдумы РФ
— Детям нужно рассказывать о том добром и хорошем, что есть в нашем государстве. Самое важное, чтобы они видели отношение к стране своих родителей и старшеклассников. Именно с этой стороны и нужно подходить к вопросу, нужно работать не с учителями, а с лидерами мнений в классах. На своем примере они смогут реализовать цели и задачи.
Учителя должны немного иначе подходить к преподаванию. Ученик не должен радоваться тому, что преподаватель заболел, он должен от этого расстраиваться, потому что должен хотеть получать знания и тянуться в школу. Для этого нужно менять подход учредителей образовательной системы, от министерства просвещения должен быть другой формат работы с учителями, чтобы те не чувствовали себя брошенными и забытыми, чтобы они понимали, что им денег хватает. Когда они поймут, что о них тоже заботятся, у них будет уже другой формат взаимодействия с учениками.
— Что сделать, чтобы ребенка корежило от того, что с государственным флагом что-то делают или что-то с ним происходит, например, когда мы видим разные международные сюжеты?
— Первый раз путешествуя по стране, ребенок влюбляется в Россию. В территорию — моря, реки, леса, города, кроме того, он смотрит на людей, мы этим должны воспитывать. Я в Госдуме инициирую программу, чтобы хотя бы раз за время обучения в школе каждый смог приехать в Москву и увидеть Кремль, Красную площадь, соборы. Посмотреть сам дух страны, который воплощен в этом месте силы. Дети должны понять, что Российское государство — это не чиновники, а история, та мощь, которая за ней стоит.
Инга Яппарова, председатель Центра добровольческой деятельности при московском Уполномоченном по защите прав предпринимателей
— Мы только входим в тему патриотизма, теперь каждый гражданин должен знать свой гимн и флаг. Это комплексная программа — привитие любви к Родине. Сегодня дети и взрослые вряд ли смогут четко ответить, чем Родина отличается от Отечества. Прежде чем говорить о патриотизме, нужно понимать, что такое патриотизм. Сегодня — это военный патриотизм, готовность умереть за свою страну. Наша задача — через флаг и через гимн выработать мирный патриотизм. Истинный патриотизм — это жить для своей страны и в своей стране. Тогда не будет утечки мозгов.
— А тот железный занавес, который опускают западные страны, поможет ли он нам в этом? Я как бабушка четырех внуков рада тому, что уходит «Дисней» с чернокожей золушкой и трансвеститами. Поможет ли это воспитать детей в идеологии единства и нравственности?
— Железный занавес должен быть не внешний, а внутренний. Патриотизм без нравственности — равно фашизм. Мы это видим сейчас везде. Железного занавеса, который нам пытаются навязать извне, недостаточно. Надо работать с учителями как с каналом взаимодействия с детьми. Если работать с внутренними ценностями и идентичностью, то не нужен будет и занавес.
У нас же раньше была в школах начальная военная подготовка. И я считаю, что любой мальчик и мужчина должен справляться с оружием. Если она вернется, будет правильно, будет ощущение защищенности. А еще есть бизнесмен, который делает для детей детские военные лагеря. Здорово, когда ребенок не просто собирает оружие, а погружается в это все на несколько недель.
Ольга Леткова, лидер Ассоциации родительских комитетов и сообществ России
— Взаимодействуют ли семья и школа в формировании гражданина своей страны? И как не переборщить, чтобы не вызвать отторжения?
— Мы в СССР проходили и флаг, и гимн, но это вызывало отторжение тогда, потому что было напичкано идеологией, чего сейчас, слава богу, нет. Мне кажется, очень важно детям не лгать. Детская душа — очень чувствительна ко всякой неправде. Если будем говорить одно, а делать другое, то вызовем отрицание. Нужно говорить, что да, у нас есть проблемы, да, мы не идеальны, но и говорить о том, что проблемы надо решать. И говорить, что именно детям их решать, мы им отдаем страну.
Мы думаем, что в движении школьников «Большая перемена» будет не только ходьба с флагом и гимн. Проект поможет детям социализироваться, они почувствуют ответственность и свою нужность. Что-то больше приближенное к тимуровскому движению, а не к пионерскому.
Важно, какое место родители в этой системе займут. Их агитировать не надо — дух патриотизма высок. В родительском поле мы видим, как все относятся к тому, что происходит в мире и подавляющее большинство поддерживает специальную военную операцию. Могут отличить и видят ту ложь, что вокруг происходит.
В патриотическом воспитании нужно соединить усилия и школы, и родителей, тогда это будет хорошая матрица. Пройдет время, и эта матрица сработает в будущем, когда будут такие идеологические нападения на Россию. Нам необходимо сказать нашим детям правду, они сами разберутся дальше. А то говорят, что Америка выиграла Вторую мировую войну. Когда скажут, что Россия ничего не значит, дети возмутятся, что Крым — вообще-то наша территория, и ответят на все эти сказки. Они разберутся.