Клиенты банков стали чаще жаловаться на то, что страховые компании не возвращают часть премии при досрочном погашении кредита. В частности, речь идет о компаниях СК СОГАЗ, «АльфаСтрахование-Жизнь» и «Согласие-Вита».
В Центробанке заявили, что знают об этой проблеме — там за последние несколько месяцев получили десятки подобных обращений. В финансовом регуляторе пояснили, что в случаях, когда в одном договоре предусматривались различные риски, одна часть из которых принималась в обеспечение кредита, а другая нет, страховщики обязаны возвращать часть страховой премии при досрочном погашении займа.
Но страховые компании настаивают, что работают по закону. Так, в СОГАЗ отметили, что возвращают части страховой премии при досрочном погашении кредита «в строгом соответствии с законодательными нормами».
Юристы тоже говорят, что формально действия страховщиков законны. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева уточнила, что в зависимости от условий договора страхователь может претендовать или не претендовать на частичный возврат премии.
«Условия могут предусматривать, что страховая сумма в размере первоначальной суммы кредита остается неизменной в течение всего срока действия договора, а срок его действия и размер страховой выплаты не зависят от досрочного возврата кредита и от суммы остатка по кредиту. Тогда досрочное погашение кредита не прекращает действия договора страхования, а премия возврату не подлежит», — объяснила она корреспонденту «Коммерсанта».
А если по условиям договора выплата обусловлена остатком долга по кредиту, то досрочное погашение ведет к досрочному прекращению договора. В таком случае, страховая премия должна быть пропорциональна периоду, на который договор прекращается досрочно.
Еще одна проблема, на которую жалуются люди — навязывание страховки. В случае, если клиент докажет этот факт, ему должны возвратить часть премии. «Доказать навязывание страхования при заключении возможно, предоставив суду сведения о том, что банк безальтернативно предложил заемщику обезопасить риски. Советовал бы приобщить к материалам дела аудиозапись разговора, письменные доказательства, например, переписку с банком», — рассказал юрист АБ «Сфера защиты» Андрей Лямзин.
Руководитель «Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов» Екатерина Авдеева для решения этой проблемы предлагает повысить штрафы за многократные нарушения прав потребителей. Она считает, что это «нивелирует потенциальную финансовую выгоду за недобросовестное поведение».