Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В российских школах возник дефицит учителей

27 июля 2022, 08:34
В российских школах возник дефицит учителей
Фото: архив 66.RU
По России количество вакансий в общеобразовательной сфере превышает число занятых в ней работников на 3,1%. В регионах этот показатель варьируется от 4,8% до 1,2%. Эксперты уверены, что ситуацию может изменить введение новой системы оплаты труда педагогов.

В Центре экономики непрерывного образования РАНХиГС после исследования данных Минпросвещения пришли к выводу, что в большинстве субъектов страны сформировался дефицит учителей, педагогических работников и руководителей школ. В целом по стране количество вакансий в общеобразовательной сфере превышает число занятых в ней работников на 3,1%, по федеральным округам этот показатель варьируется от 4,8% до 1,2%.

Больше всего специалистов не хватает в Южном федеральном округе (4,8%) и Дальневосточном федеральном округе (4,5%). На Урале эта цифра составляет 4,4%. При этом максимальный дефицит руководящих кадров в сфере образования сложился в Северо-Западном округе — 3,5%. Наименее остро эта проблема ощущается в Северо-Кавказском (1,2%), Приволжском (2,5%) и Центральном (2,1%) федеральных округах.

Меньше всего в школах педагогических работников — специалистов, работающих с детьми, но не обязательно ведущих уроки (например, школьные психологи, организаторы мероприятий). Численность незакрытых вакансий для них превышает число занятых на 2,9%. Дефицит руководителей и учителей (специалисты с высшим образованием, ведущие школьные уроки) общеобразовательных учреждений составляет 1,9%. Наиболее укомплектованы всеми тремя категориями специалистов общеобразовательные организации Северо-Кавказского федерального округа, где нехватка педработников, учителей и руководителей составляет 1,3%, 0,9% и 0,6% соответственно.

По мнению экспертов РАНХиГС, такой разброс по регионам может объясняться разницей в зарплатах между субъектами РФ. «Чаще всего учителей не хватает в крупных и средних городах, где существует хоть какой-то рынок труда и можно найти другую работу. В деревнях часто такого выбора просто нет, а в Москве и Санкт-Петербурге большинство школ может нанять специалистов на конкурентных условиях, так как оплата труда неплохая», — цитирует «КоммерсантЪ» оргсекретаря профсоюза «Учитель» Ольгу Мирясову.

Она уверена, что систему оплаты труда в отрасли надо менять. При этом пилотный проект Минпросвещения по повышению зарплат учителям пока отложили на неопределенный срок. С сентября этого года он должен был стартовать в пяти регионах — Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии.