Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Аэропорты просят правительство дать им часть из выделенных авиакомпаниям субсидий

Аэропорты просят правительство дать им часть из выделенных авиакомпаниям субсидий
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Властям предлагают два основных варианта: поддерживать аэропорты по той же схеме, что в пандемию, или индивидуально рассчитывать затраты каждого.

Аэропорты хотят, чтобы часть средств, выделенных на поддержку авиакомпаний, в правительстве РФ перераспределили в их пользу. Общая сумма, выделенная из федерального бюджета, составляет 100 млрд рублей.

Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергей Никотин считает, что выделенные деньги нужно перенаправить так, чтобы «аэропорты могли получить их напрямую пропорционально выпадающему пассажиропотоку, как получают их закрытые из-за спецоперации на Украине аэропорты юга».

В аэропорту Красноярска уверены, что поддержка нужна в том же объеме, что и в период пандемии коронавируса. Так, в 2020 году аэропорты получали 195 рублей за одного потерянного пассажира.

Еще один вариант — выделять финансовую помощь в зависимости от объема затрат, который должен быть определен индивидуально для каждого аэропорта. Расчеты нужно делать исходя из реальной себестоимости обслуживания пассажиров, на которую влияют расположение, масштаб и вложения в инфраструктуру. По словам источника газеты «КоммерсантЪ», этот показатель разный в каждом аэропорту: от 500 рублей в аэропортах Московского авиаузла (МАУ) до нескольких тысяч рублей в северных регионах.

Так, снижение трафика в российских аэропортах очень неравномерно. Внуково с 1 по 15 мая потеряло около 20% трафика, Домодедово — около 30%, Шереметьево от 15 до 30%. В Пулково за март–май снижение составило 13%, в аэропорту Красноярска число самолетовылетов сократилось на 13% по отношению к прошлому году, в аэропорту Казани в апреле снижение составило 22,1%.

Часть представителей отрасли предлагают, чтобы субсидии выдавали, только если пассажиропоток аэропорта падает больше чем на 10%. Приверженцы этого метода уверены, что «пандемийная методика» сейчас не эффективна, потому что снижение пассажиропотока носит долгосрочный характер. Ожидаемое падение — около 25–27% по итогам 2022 года.

По словам собеседника издания, сейчас аэропорты имеют избыточные мощности в части персонала и инфраструктуры. Если операционные затраты можно оптимизировать, сократив персонал, то долговая нагрузка из-за произведенных в предыдущие годы инвестиций осталась неизменной. Это, считает эксперт, приведет к повышению тарифов на обслуживание в аэропортах.

Все перечисленные предложения для аэропортов МАУ направят председателю правительства РФ Михаилу Мишустину и первому вице-премьеру Андрею Белоусову по итогам мая, по региональным аэропортам — по итогам июня.

  • 22 апреля премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 100 млрд рублей авиаперевозчикам на частичную компенсацию расходов за полеты внутри страны. Действует программа до конца октября. Размер субсидий будет зависеть от объема пассажирских перевозок в аэропорту, а средства будут перечислять ежемесячно.