Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России появилась новая мошенническая схема обналичивания денег при помощи туров с кешбэком

Турфирмы в несколько этапов оформляют фиктивные поездки на подставных лиц для получения возмещения от государства. Пока в банках плохо представляют, как бороться с таким видом мошенничества.

Росфинмониторинг выпустил рекомендации для банков, в которых рассказал о новом способе обналичивания денег с помощью туристического кешбэка. Так, турфирмы оформляют фиктивные поездки на подставных лиц, чтобы получить возмещение от государства.

Участники махинаций, как передает РБК: туристические фирмы и физлица (клиенты или сотрудники этих компаний) и те, кто связан с руководством или собственниками турфирм.

Схема работает так:

  • Физлица открывают карты «Мир» в интересах турфирмы, на которые и должна поступить сумма для дальнейшей оплаты путевки ради кешбэка. Компания зачисляет их как возврат средств за ранее отмененный тур. После этого на счет клиента поступает 180–400 тысяч рублей.
  • Клиент за один-два дня покупает туры по России. Оплату производят через терминалы, расположенные в офисах турфирм.
  • Туристический кешбэк зачисляют на счет физлица.
  • Клиент снимает полученные деньги с карты наличными или переводит их на счета других физлиц.

Собеседник издания в одном из банков отметил, что начисление этих средств не контролируется кредитной организацией и зависит от Национальной системы платежных карт (НСПК). Пока банк не может бороться с новой схемой.

При этом в письме с рекомендациями банкам предлагают препятствовать обналичиванию туристического кешбэка уже на начальном этапе схемы. Кредитные организации должны подтвердить, что турфирма обоснованно перечислила деньги клиенту за отмененную поездку.

Признак того, что человек — возможный участник схемы, то, что ранее он не оплачивал поездку за границу и не совершал транзакции в регионе назначения нового тура (с кешбэком) или не смог предоставить в банк документы, подтверждающие поездку. Также подозрения должны возникнуть, если турфирма не производила никакие расчеты для организации поездки.

Но заместитель руководителя Национального совета финансового рынка (НСФР) Александр Наумов отметил один момент, который не дает эффективно препятствовать этой схеме: если турфирма обслуживается в одном банке, а клиент — в другом, то финансовая организация не может узнать, обоснованно ли турфирма изначально вернула ему деньги. По его словам, банк не имеет права требовать какие-либо документы с компании, которая у него не обслуживается.

В Центробанке изданию рассказали, что видят цель такого вида мошенничества в хищении бюджетных средств. «По нашему мнению, решение этой проблемы видится в плоскости изменения порядка возврата туристического кешбэка — выдавать его только после подтверждения использования туристом услуги. Например, после заселения в гостиницу», — отметил представитель финансового регулятора.