Завозить в Россию импортное сырье перестали в мае. В числе поставщиков была и шведская сеть H&M. В общей сложности поставки из Европы покрывали 73% необходимого переработчикам объема. Об этом РБК заявил Евгений Садовский, гендиректор компании «Лаут Ресайклинг», которая ежегодно перерабатывала до 700 тонн текстиля (около 40% рынка). Информацию подтвердили и в пресс-службе «Российского экологического оператора» (РЭО), курирующего отрасль по обращению с отходами.
С начала мая в стране осталось только три тысячи тонн текстиля, что составляет лишь 15% от необходимого объема. По словам директора по производству компании «Т-текстиль» Александра Завгороднего, дефицит привел к троекратному увеличению цен на российский вторичный текстиль.
До начала марта европейское вторсырье стоило от 8 до 15 центов за килограмм. В России минимальная себестоимость аналогичного продукта — 15 рублей (18 центов) за килограмм. Продают же его сейчас втрое дороже, чем до санкций: если в январе «Второе дыхание» брало по 30 рублей за килограмм бывшего в употреблении постельного белья, то теперь речь идет уже о 80 рублях. Махра подорожала с 51 рубля за килограмм до 94 рублей, а ветошь — с 8 рублей за килограмм до 24 рублей.
Участники рынка уверены: чтобы восполнить дефицит, важно нарастить объемы сбора текстиля в самой России, причем в семь раз. Для этого нужна реформа расширенной ответственности производителя (РОП), уверяет глава РЭО Денис Буцаев. Необходимо профинансировать создание масштабной системы сбора старой одежды по аналогии со сбором макулатуры.
Реформу РОП должны были начать в январе этого года, но в итоге перенесли из-за возражений Минпромторга, Минэкономразвития и Минсельхоза. Сейчас законопроект дорабатывают. По оценкам специалистов, на запуск системы понадобится до двух лет.