В Росавиации предупредили о еще одном последствии антироссийских санкций, которое коснется авиакомпаний — полеты без GPS. Замглавы ведомства Дмитрий Ядров отправил гендиректору «Госкорпорации по организации воздушного движения» (ОрВД) Игорю Моисеенко письменную рекомендацию для перевозчиков подготовиться к полетам без этой навигационной системы.
В письме сказано, что ОрВД должна «оказывать содействие экипажам воздушных судов при отключении GPS». Пилотам, в свою очередь, необходимо вовремя сообщать диспетчерам о «сбоях, ухудшении и аномальной работе GPS». Кроме того, с летным составом проведут занятия для отработки действий на случай сбоев в работе иностранной системы. Использовать во время рейсов авторы документа предлагают «традиционные навигационные средства».
Такие рекомендации связаны отчетом европейского авиарегулятора EASA. Еще в марте там заявляли, что после начала российской спецоперации на Украине случаи «глушения» GPS и «спуфинга» (подмена сигнала) стали частыми. Их фиксировали в районе Калининградской области, в Балтийском и Черном морях, в восточной части Финляндии, в районе Восточного Средиземноморья (вблизи Кипра, Турции, Ливана, Сирии, Израиля) и северной части Ирака. В итоге пилотам приходилось менять маршрут или пункт назначения.
Из-за таких сбоев также может срабатывать предупреждение о сближении с землей, потере доступа к системе автоматического оповещения и данным о параметрах ветра, земли и рельефа, а также об отказе или сбое услуг связи, навигации и мониторинга.
Газета «Известия» запросила информацию в «Аэрофлоте», S7 Airlines, «России», «ИрАэро», «Победе» и «Уральских авиалиниях». Там рассказали, что с конца февраля не фиксировали помех и сбоев GPS. А вот официальный представитель «Уральских авиалиний» Вера Гасникова добавила, что сигнал этого навигатора мог и раньше пропадать и значительного увеличения таких случаев в компании не отметили. Во всех перечисленных авиакомпаниях уже выполнили соответствующие предписания.
При этом источник издания в Росавиации отметил, что это всего лишь рекомендация и от перевозчиков не требовали обратной связи. Он уточнил, что при полетах без использования GPS для пассажиров ничего не изменится, потому что на лайнерах установлена альтернативная система. Источник в крупной российской авиакомпании добавил, что GPS только корректирует координаты в зависимости от пройденного пути. Делать то же самое можно и по наземным радионавигационным средствам, и с помощью диспетчера.
«У российских авиакомпаний до сих пор сохранились самолеты Boeing с окошками в верхней части кабины, необходимые для навигации по звездному небу. На земле остались отдельные приводные радиостанции, дальномерные радиомаяки, они являются основным средством аэронавигации», — сказал главный редактор авиапортала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.
Всего на сегодня существует четыре глобальные навигационные спутниковые системы: американская GPS, российская ГЛОНАСС, европейская Galileo и китайская Compass. Между собой они отличаются сигналом, количеством спутников, одновременно находящихся на орбите, и орбитальными параметрами полета спутников. При этом, как сообщает издание, самые распространенные гражданские самолеты как в России, так и в мире, в том числе Airbus, Boeing и Superjet 100, оборудованы бортовыми системами и приборами, которые принимают только сигнал GPS.
UPD: Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что отправит в Минтранс и Росавиацию предложения по замене оборудования GPS на ГЛОНАСС. «Мы сегодня же отправим в Минтранс и Росавиацию наши технические предложения по замене GPS абонентским оборудованием ГЛОНАСС, которое также сможет принимать навигационный сигнал и от китайской орбитальной навигационной системы «Бэйдоу», с администрацией которой мы успешно взаимодействуем в течение восьми лет», — написал он в личном telegram-канале.