В расписание учеников 6–11-х классов в рамках курса обществознания включили специальный урок по теме «Антироссийские санкции и их влияние на отечественную экономику». Соответствующие рекомендации дало Минпросвещения.
Как передает «КоммерсантЪ», в документе для преподавателей «влияние санкций» представлено скорее положительным. Там говорится про рост доли российской продукции в нескольких сферах. Материалы изданию показал подмосковный учитель, также отчеты о таких уроках есть на сайтах нескольких школ Подмосковья, Орловской и Самарской областей.
Согласно методичке, во время урока учитель должен:
- В начале урока привести цитату Владимира Путина, что «на Россию оказывается беспрецедентное внешнее давление».
- Спросить учеников: «Какие первоочередные меры включает антисанкционная политика России?»
- Рассказать, что такое санкции. Им дано вот такое определение: «Ограничения, призванные «наказать» какую-либо страну за ее действия [имеется в виду спецоперация на Украине]». Как пример ограничительных мер можно привести заморозку активов госкорпораций и банков, части золотовалютного резерва России и уход зарубежных компаний с отечественного рынка.
- Рассказать, что, по словам премьера Михаила Мишустина, «важнейшие направления антисанкционной политики направлены на защиту внутреннего рынка и поддержание занятости трудоспособного населения». После этого дети должны ответить, почему именно эти направления приоритетны.
- Показать ролик о пользе импортозамещения. В нем рассказывается, что в 1990-х — начале 2000-х импортная продукция преобладала над отечественной, но к 2022 году ситуация кардинально изменилась: доля российской продукции выросла в пищевом машиностроении (с 12% до 45%), сельхозмашиностроении (с 24% до 55%) и станкостроении (с 18% до 38%). Подкрепить все это предлагается такими данными Минпромторга: с 2014 года доля российских товаров по всей гражданской номенклатуре кратно выросла в сфере машиностроения.
- Сделать совместно с учащимися вывод, что «экономическая политика в последние годы была направлена на повышение защищенности отечественных производителей, обеспечение ее устойчивости в условиях внешних кризисов».
- Как говорится в методичке, учитель должен «показать возможности России по преодолению негативных последствий санкционного давления западных стран на экономическую сферу жизни нашего общества, дать представление об основных направлениях антисанкционной политики в РФ». Занятия должны проходить в рамках школьного курса по обществознанию.
- Провести анкетирование после урока. Подросткам предлагают ответить на вопросы: «Справедливы ли санкции в отношении России?», «Приведут ли санкции к укреплению экономики России?», «Кто понесет большие экономические потери?» На последний вопрос есть три варианта ответов: Россия, страны НАТО, все страны мира.
В Минпросвещения 66.RU подтвердили эту информацию и рассказали, что рекомендации разработал Институт стратегии развития образования:
«Особый акцент в материалах к уроку сделан на характеристику политики импортозамещения, которая проводится в России на протяжении последних лет. Урок предполагает активную деятельность учащихся при работе с документами, интерактивными материалами, содержащими важную информацию о достижениях российской экономики в разных отраслях, ее готовности противостоять санкциям».
В школах Крыма и Севастополя изданию «КоммерсантЪ» отказались дать личную оценку этому занятию, пояснив, что «опасаются нарушить законы о неуважении к власти и о дискредитации вооруженных сил». В Иркутской области такие уроки уже провели в 154 школах для 85 тысяч учеников. «Дети в целом проявляют заинтересованность и реагируют на информацию положительно», — отметили там.
Специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич считает, что дети чуть позже «сами увидят» последствия таких ограничений.
«И так понятно, что мы потеряем наиболее передовые технологические отрасли. Торопиться не надо, пусть детям озвучат эти методички, а потом жизнь покажет, как есть. Летом или уж точно осенью дети придут домой и сами увидят, что в семье нет денег, что нет возможности купить какие-то товары», — сказала она журналисту издания.
Другой эксперт — сотрудник Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников обратил внимание, что язык методичек слишком сложен и для школьников, и для учителей:
«Многие тезисы на качественном уровне вполне верны, но с отдельными цифрами можно поспорить. Например, по нашим оценкам, в отдельных отраслях доля импорта несколько выше, чем указано в материалах к уроку».
Еще одну неточность в цифрах заметили источники «Коммерстанта» в автопроме. Так, в презентации сказано, что доля российских товаров в области автопрома выросла с 7% в 2014 году до 86,3% в 2020 году.
«Вероятно, под оценкой за 2020 год имеется в виду все российское производство автомобилей, вне зависимости от локализации. Но в таком случае нельзя называть товары стопроцентно отечественными. Еще непонятно, почему авторы методички говорят про 7% в 2014 году. На самом деле в то время доля российского производства на авторынке составляла примерно 75%», — сказал один из собеседников агентства.
Корреспондент 66.RU отправил запрос в министерство образования Свердловской области и департамент образования Екатеринбурга. Когда ответы придут в редакцию, мы опубликуем их.