Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Экс-глава «Победы» Андрей Калмыков рассказал о печальном будущем отечественной авиации

30 марта 2022, 18:18
Экс-глава «Победы» Андрей Калмыков рассказал о печальном будущем отечественной авиации
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.RU
Российская авиация попала под жесткие западные санкции после начала военной спецоперации Путина на Украине. Глава крупнейшего в стране авиаперевозчика «Аэрофлот» Михаил Полубояринов и гендиректор лоукостера «Победа» Андрей Калмыков уволились. В текущем кризисе отрасли приходится полностью менять условия работы.

Андрей Калмыков ушел с должности гендиректора лоукостера «Победа» в начале марта этого года. Он отметил, что решение было тяжелым, но взвешенным: его опыт и знания оказались лишними в текущих кризисных реалиях.

«Теперь перед руководителями авиакомпаний встали совершенно другие задачи. В ситуации, когда рейс в Сочи занимает 4,5 часа и топливо стоит 60 тысяч рублей за тонну, речь уже не идет об эффективном решении задач, это исключительно вопрос обеспечения транспортной доступности, связанности любой ценой вне зависимости от себестоимости. Чтобы страна продолжала летать. Эта задача гораздо проще, поэтому с ней справятся без меня», — пояснил Андрей Калмыков в интервью «Коммерсанту».

Главный прогноз эксперта — перелеты в ценовом, а вовсе не в качественном отношении станут роскошью для россиян, лоукостеры же уйдут с рынка вовсе. Авиакомпаниям страны, которые входят в топ-10 (всего их сейчас в России порядка 35), власти обанкротиться не дадут. В крайнем случае, аэропортам запретят отказывать должникам в обслуживании.

Плохой прогноз для российских пилотов заключается в том, что после обучения им теперь будет сложно найти работу. Тем, кто уже летает, стоит приготовиться к отбору. Часть из них также окажутся невостребованными. А через несколько лет, когда в России может начаться восстановление отрасли, летать будет, напротив, некому.

Андрей Калмыков уверен, что рост цен на авиабилеты на 50%, который прогнозируют аналитики «ВТБ Капитала», не является предельным и, скорее всего, он будет даже выше: «Сейчас ни у одной авиакомпании не будет смысла летать ниже себестоимости, раньше это делали, чтобы просто отбить лизинг и топливо в условиях бешеной конкуренции и превышения предложения над спросом». Себестоимость, учитывая подорожавшую логистику, увеличение полетного времени по многим маршрутам и другие нюансы, неизбежно вырастет к концу текущего года вдвое.

Сравнение нынешней ситуации со временами СССР Андрей Калмыков считает неуместным, поскольку тогда в стране была мощная авиационная промышленность. Существовал выпуск собственной линейки, причем от обычных кукурузников до трансатлантических лайнеров. И советские самолеты соответствовали западным стандартам того времени, были с ними сопоставимы. Сейчас же мы сильно отстали. К тому же, чтобы резко нарастить производство, необходимы специалисты, которых в России нет.

Что касается отечественных «Суперджетов», то их обслуживание, заверяет эксперт, значительно дороже Boeing. Такая же ситуация с новым «МС-21». Хотя развивать авиастроение в России, по мнению Андрея Калмыкова, важно:

«Потому что это вопрос транспортной независимости и престижа страны. Плюс развитие своих компетенций — это билет в клуб ведущих мировых держав. Но это нужно делать хорошо. Не нужно гнаться за двумя зайцами и делать два (проекта) сразу — сделайте один, но классный. Мы почему-то все время догоняем, а нужно смотреть в будущее. Если авиапром был бы бизнес-проектом и велся коммерсантами, он был бы успешен».

Отвечая на вопрос о национализации самолетов иностранных компаний, бывший гендиректор «Победы» сказал, что за это в будущем придется заплатить. Рыночная стоимость самолетов, переведенных в российский реестр, стала равной нулю, поскольку их теперь будут обслуживать «непонятные люди по непонятным схемам». Позже России еще выставят счет бывшие лизингодатели.