Рано утром 18 марта, в день празднования годовщины «присоединения Крыма к России», в центре Екатеринбурга задержали уличного художника Леонида Черного. При задержании у молодого человека обнаружили баллончики с краской и антивоенные стикеры. Художника доставили в отдел полиции.
Как рассказал 66.RU художник, в отделе полиции он подвергся насилию.
— После задержания меня доставили в отдел полиции № 1. Через некоторое время туда пришли люди в штатском и начали спрашивать, что произошло. Я стал просить адвоката. Тогда они потребовали отдельный кабинет, увели меня туда, и там, когда на их вопросы я продолжал настаивать на том, чтобы мне предоставили адвоката, меня били в голову. Так повторилось несколько раз. В кабинете никаких камер не было.
По его словам, после этого человек в штатском ушел, а позже сотрудники заявили, что необходимо провести осмотр в квартире художника. «Они сказали, что это необходимо, чтобы проверить, не экстремист ли я. Ранее у меня изъяли телефон и там ничего не обнаружили — потому что находить было нечего. Осмотр мотивировали тем, что нужно доказать, что у меня нет дома ничего запрещенного. Я, как человек, малознакомый с этой системой, согласился на это».
На осмотре в квартире присутствовала адвокат Ирина Ручко, которого нашли друзья художника с помощью ОВД-Инфо (признан Минюстом РФ иностранным агентом). Как стало известно позже, адвокат пыталась попасть к молодому человеку еще в отделе полиции, но тогда ее к нему не пускали. «Когда я просил хотя бы совершить звонок, мне говорили, что дадут сделать его позже. Но этого мне так и не дали сделать».
Как говорит Леонид Черный, в ходе осмотра изъяли ноутбук. После этого сотрудники вместе с художником проехали по местам, где предположительно он оставил антивоенные надписи — при задержании у молодого человека обнаружили баллончики с краской и антивоенные стикеры.
«Изначально сотрудники предполагали, что я сделал несколько надписей. Но в ходе объезда выяснилось, что большинство из них не мои — в районе улиц Первомайской и Шарташской можно увидеть довольно много антивоенных надписей. Две из них сделал я: одна — антивоенный лозунг, вторая — оскорбительное выражение в адрес президента».
После этого, рассказывает Черный, его привезли обратно в отделение и стали брать показания. Процесс пришлось прервать на суд — во время него молодого человека осудили на пять суток за нахождение в нетрезвом виде. На суде адвокат не присутствовала.
«Все проходило в спешке: почему-то меня старались как можно быстрее осудить. После вынесения приговора сотрудники продолжили брать у меня показания, а затем — отправили в спецприемник».
О том, что на Леонида завели дело по ч. 1 ст. 214 УК РФ («Вандализм»), художник узнал в спецприемнике, когда туда приехали адвокат с дознавателем. По имеющимся у молодого человека данным, дело возбудили из-за надписей, которые обнаружили на улице во время объезда. Что касается стикеров, которые изъяли у художника, ему неизвестно, как они связаны с делом.
Сейчас Леонид находится под подпиской о невыезде. Снять побои, которые он получил в отделе, он не мог, поэтому обратиться в суд по этому факту не получится.
Что касается уголовного дела, Черный говорит, что на оправдательный приговор надеется слабо.
«Скорее всего, меня все-таки осудят по этой статье, хотя хотелось бы, чтобы все это закончилось мирно. Обычно по таким делам все проходит спокойно, но, видимо, не сейчас. Похоже, что из этого хотят сделать показательный процесс».
Леонид Черный ранее, в ночь с 24 на 25 февраля, сделал арт с котом Леопольдом, и тем самым, как он говорит, хотел донести послание героя из мультфильма: «Ребята, давайте жить дружно».
На вопрос, что его подтолкнуло перейти в своих работах к более жестким высказываниям в творчестве, художник отвечает: страх и чувство беспомощности.
«Убийство — это всегда плохо, в любом контексте. Конкретно в тот день меня охватило чувство совершенного бессилия от происходящего. Дело в том, что одного из моих друзей сейчас могут забрать в армию. А после сообщений Минобороны РФ о том, что на военную операцию в Украине отправляли срочников, мне становится очень страшно, что это может произойти и с моим близким человеком», — говорит Леонид Черный.
В заключение художник заявил, что в будущем планирует продолжать свою деятельность в искусстве.
«На мой взгляд, искусство отражает эмоции людей, их реакцию на то, что происходит. Такие дела, как мое, сейчас привлекают большое внимание, потому что у многих есть страх высказываться по любым темам. Я не могу оставить свое дело, потому что я так вижу мир и хочу продолжить изучать чувства людей. Да, в моей жизни происходят не самые приятные события, но разные неприятности происходят сейчас у многих».
66.RU обратился в пресс-службу УМВД по Екатеринбургу. Представители ведомства сообщили следующее: «Ранее с жалобами о причинении телесных повреждений данный гражданин не обращался. Подобных сообщений от него не было ни в отделе полиции №1, ни в спецприемнике, где он так же был осмотрен. По факту публикации будет проведена проверка».