Первый эпизод обвинения по сегодняшнему приговору касается мошенничества за сбор пожертвований Навальным на свою президентскую кампанию 2018 года. Гособвинение полагает, что политик похитил часть этих донатов и использовал их в личных целях. В частности, Следственный комитет России изначально утверждал, что оппозиционер и его соратники присвоили более 356 млн рублей добровольных пожертвований. В окончательном обвинении же прописана сумма похищенного в 2,7 млн рублей.
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Пострадавшие — четверо: разнорабочий Александр Кошелев и ветеран Михаил Костенко, в суде они отказались от претензий к Навальному; предприниматель Вячеслав Кузин, который, по его словам, находится в данный момент под арестом, и предприниматель Александр Карнюхин, против которого ранее было возбуждено уголовное дело о неуплате налогов.
В суде допросили 12 свидетелей обвинения: эксперты, следователь, судебный пристав, конвойный, а также общественные деятели, блогеры и бывшие соратники Навального, например, Федор Горожанко, который в суде перешел в свидетели защиты. По его словам, перед заседанием следователь вызывал его к себе, давал заготовленные показания, которые он должен был говорить перед судьей. Вскоре Горожанко покинул Россию.
![]() |
---|
Фото: Андрей Карев, «Новая газета» |
Эксперт из СКР, проанализировав все переводы средств на счета Навального и его родных, пришел к выводу, что от «Фонда борьбы с коррупцией», куда шли донаты, политику перевели «ноль рублей».
Среди расходных статей Навального прокурор упомянула спортивные клубы, одежду, такси, онлайн-сервисы, образование, парикмахерские и продукты. По выводам обвинения, за пять лет политик потратил 8 млн рублей, то есть он жил в Москве на 130 тыс. рублей в месяц. Связи этих трат с донатами в суде установлено не было.
Второй эпизод — оскорбление судьи Веры Акимовой, которая выносила политику приговор за клевету на ветерана Игната Артеменко в 2020 году. Прокурор, зачитывая первое обвинительное заключение, процитировала 104 фразы, которые сочли оскорбительными, например, слова «блин», «офигеть», «боже мой».
Выступая со своим последним словом Навальный заявлял, что его судят «за его политическую деятельность» и что наказание, которое ему запросил прокурор (13 лет), слишком сурово — «за убийство дают обычно более скромные сроки».
«Меня обвиняют не по 159 статье УК РФ, а за то, что я занимался политической деятельностью. Там, между прочим, так и написано: что Навальный что-то расследовал, что все, чем он занимался, — это преступная деятельность. Вы говорите, что я собирал донаты на политику, но политикой не занимался, с коррупцией не боролся, а деньги расхищал. В то же время вы говорите, что я организовывал митинги. А разве организация митингов не является политической деятельностью? — говорил Навальным в последнем слове. — Мне все равно, хоть 113 лет просите и давайте. Вы меня не испугаете. Россия большая, народу в ней много, и не все они готовы отдать свое будущее, будущее своих детей так же трусливо, как это сделали вы».
После оглашения приговора на выходе из колонии адвокатов Навального Ольгу Михайлову и Вадима Кобзева задержала полиция. Их отвели в автозак.
15 марта 2022 года соратники Навального выпустили видео, в котором, опираясь на выписку из истории звонков, заявили, что судья по делу оппозиционера — Маргарита Котова — объявляет в ходе заседаний технические перерывы, чтобы созвониться с человеком по имени «Евгений Владимиров». Номер телефона, с которого он звонит, использовался для оформления пропуска от администрации президента. Перед оглашением приговора президент РФ Владимир Путин повысил Котову в должности и назначил ее судьей Мосгорсуда.
* Алексей Навальный внесен в реестр террористов и экстремистов.
** «Фонд борьбы с коррупцией» признан иноагентом, экстремистской организацией, запрещенной в России.