Россиянам по-прежнему рады там, где им были рады до этого. Понятно, что у некоторых сейчас зашкаливают эмоции и может показаться, что к гражданам РФ появилось резко негативное отношение. Но в массе своей люди адекватные и прекрасно понимают, что россияне и правительство — это разные вещи. Поэтому к людям нет никакой агрессии: по крайней мере, в тех странах, которые до этого были лояльны и дружелюбны.
Есть, конечно, некоторые страны, в частности это Прибалтика, где существует собственная историческая травма по поводу России. Здесь чуть сложнее, поэтому я бы не рекомендовала туда прямо сейчас переезжать. Но, опять же, там ничего страшного не происходит. Просто есть такой холодок и общий настрой, как будто нам там действительно не очень рады. Но у меня есть друзья и знакомые в этих странах и никто их там не бьет, не выгоняет, ничего страшного с ними не происходит.
Второй важный момент: действительно, прямо сейчас миграционные правила, которые и до этого были в несколько усеченном виде из-за ковида, сильно сжались именно для россиян. Тем не менее это не говорит о том, что возможности переехать не осталось совсем.
Кроме того, это не значит, что такая ситуация будет перманентной. Мы вообще очень надеемся, что все это закончится сегодня — максимум завтра. Тогда санкции, которые сейчас введены именно из-за военной операции, будут сняты и все вернется обратно на свои — хотя бы — ковидные круги.
Многие люди сейчас чувствуют себя в панике и тревоге и в этом состоянии принимают решение о переезде. Так делать категорически нельзя. Нужно пережить два-три дня — скорее всего, ничего не случится за это время, что как-то кардинально ухудшит ситуацию. Конечно, это работает, только если прямо сейчас нет какой-то прямой опасности для вас в стране: грубо говоря, например, если вам не угрожают тюрьмой за участие в митинге, то вы, считайте, пока вне прямой опасности.
Лучше пережить, переждать немного, успокоиться и потом принимать взвешенное решение. Нужно понимать, что решение о переезде в другую страну меняет жизнь кардинально. Можно уехать из-за паники, тревоги и страха, а потом пожалеть об этом. Не стоит так делать.
Вообще, я всегда говорю, что на подготовку всех документов, подготовку к эмиграции и получение визы нужен год. Но если вы приняли решение переезжать прямо сейчас — например, в ту же Турцию, — вам нужно подготовить в России самое главное: все ваши личные документы и дипломы с апостилями. Переводы вы сможете сделать и в другой стране, а вот апостиль поставить можно только в России.
Но есть люди, которые долго готовились к эмиграции. У них сейчас возникает ощущение, как будто они опоздали. Но это не так: всегда есть вариант переехать поступательно, через несколько шагов.
Стоит рассмотреть вариант с переездом в одну из стран, с которыми у нас безвизовый режим. Например, мне только что написала подруга, что в Грузии очень доброжелательно относятся к русским. А в Грузии можно до одного года находиться без визы.
Кроме того, также открыта для русских Турция — и это одна из немногих стран, с которой у нас осталось прямое авиасообщение. Чтобы находиться в Турции в течение трех месяцев, вам вообще ничего не надо, кроме загранпаспорта. А потом, чтобы получить вид на жительство, достаточно просто снять жилье. Вы окажетесь на нейтральной территории, где тепло, вкусно, где достаточно дружелюбны к вам, где вам будет спокойно и безопасно. Здесь вы сможете спокойно подготовиться к тому, чтобы дальше переехать в ту страну, в которую вы изначально планировали.
Не стоит забывать, что, кроме Турции и Грузии, у нас есть безвиз в Азии, а также очень просто остаться в странах Южной Америки. Мы всегда говорим про Балканы, но, к сожалению, сейчас они стали трудно достижимыми исключительно в логистическом смысле. Проезд через российскую сухопутную границу на автомобиле еще недавно был совсем закрыт, а сейчас мне приходит все больше сообщений, что люди проехали то там, то тут. Это из серии «не попробуешь — не узнаешь».
Что касается США, сегодняшнюю ситуацию вряд ли можно назвать сильно хуже, чем она была последние несколько лет. Эмиграция в Америку и так была очень сильно затруднена, поэтому, как мне кажется, думать о переезде сюда, конечно, можно, но только в отдаленной перспективе —когда международная ситуация стабилизируется и внутри самой Америки те миграционные реформы, которые они сейчас проводят, тоже закончатся и их система стабилизируется.
Думаю, что это там перспектива не ближе, чем через три года.
Что касается Европы, прямо сейчас дополнительные ограничения введены только для дипломатов, политиков и отменены льготные бизнес-визы (которые позволяли приехать с деловым визитом). При этом никакие иммиграционные визы не отменены, за исключением нескольких государств: это Латвия, Чехия, Литва — они не дают вообще никакие визы. Остальные государства ничего такого не объявляли.
Мы с коллегами предполагаем, что если вы будете прямо сейчас подавать из России на миграционную визу (на визу «Д» — национальную визу) то, скорее всего, ваши документы будут буквально изучать под лупой. Если у вас с документами все хорошо и есть все основания для получения визы, ничего не должно для вас поменяться. Но если вы пытались использовать какие-то серые схемы, то у меня для вас плохие новости. Скорее всего, вы получите отказ и, может быть, даже черную метку. Потому что сейчас все на взводе и могут реагировать по-разному на разные вещи.
Кроме того, ЕС закрывает все исследовательские и научные проекты, которые были связаны с Россией. Это означает, что фактически виза для исследователей и ученых есть, но получить ее нельзя, потому что проектов нет.
Кроме ковидных ограничений, которые нам во многих странах не позволяют получить короткие визы на полугодовые—годовые курсы в некоторых странах, учебные визы — и в частности университетские — остаются. Они всегда были достаточно надежными: вам главное найти университет, поступить в него, получить от него подтверждение, что вы туда поступили, и соблюсти дальше список формальных требований. Тогда вы получаете визу. Лишь в совсем нескольких странах студенческие визы выдают на усмотрение консульства. В большинстве случаев, если вы выполнили все формальные требования, вам выдают визу.
Конечно, мы не знаем, как будут работать эти правила сейчас, и мы понимаем, что в консульствах сидят живые люди, которые также могут эмоционировать и совершать ошибки. Никто из нас не может этого предсказать заранее — не попробуешь, не узнаешь.
Люди меня спрашивают, а правда ли, что сейчас будет сложнее найти работу за рубежом? Я думаю, да. Думаю, не стоит в первой строчке резюме писать, что вы русский — это, вероятно, вызовет настороженность у работодателя. На собеседовании стоит быть готовым, что вас будут спрашивать по поводу вашей политической позиции — чтобы не впасть там в панику.
В западном обществе, конечно, все очень строго следят за вопросами дискриминации, поэтому если вас будут дискриминировать по национальному признаку, то вы всегда сможете отстаивать свои права и это может даже оказаться для вас полезным.