Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбургу обещали современные digital-остановки без назойливой рекламы. Все, как обычно, пошло не так

22 февраля 2022, 10:00
Екатеринбургу обещали современные digital-остановки без назойливой рекламы. Все, как обычно, пошло не так
Фото: Антон Буценко, 66.RU
В 2020 году администрация Екатеринбурга анонсировала планы по замене остановок общественного транспорта. Предполагалось, что остановочные комплексы станут более комфортными и стильными, обретут интерактивные информационные табло c возможностью вызова экстренных служб, смогут раздавать Wi-Fi и заряжать гаджеты, а главное — избавятся от назойливой пестрой рекламы. Однако с воплощением задуманного в жизнь возникли проблемы.

Итоги конкурса на разработку дизайна «умных» остановок общественного транспорта, которые планировалось установить к 300-летию города, администрация Екатеринбурга подвела в конце 2020 года. И новые с виду остановки действительно стали появляться на городских улицах. Но выглядят они не совсем так, как задумывалось, в первую очередь по причине того, что огромные рекламные плакаты с них никуда не делись.

Вот, к примеру, остановочный комплекс на улице Радищева, напротив торгового центра «Гринвич». У него относительно современный дизайн, он оборудован видеомонитором. При этом чуть ли не всю поверхность остановки занимает огромный плакат, рекламирующий концерт Юрия Шатунова.

Екатеринбургу обещали современные digital-остановки без назойливой рекламы. Все, как обычно, пошло не так
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Остановочный комплекс на Радищева

Таким ли должен быть дизайн «умных» остановок, которые обещали жителям Екатеринбурга? Оказывается, нет. Конкурс в 2020 году выиграл проект Алексея Быкова, участника сообщества «Дизайн-код Екатеринбурга». Как рассказал 66.RU руководитель проекта Павел Омелёхин, выбранная на конкурсе концепция пока не реализована. Администрация города еще даже не объявляла тендеры на установку новых конструкций.

Остановка на Радищева, по словам Омелёхина, — типовое, самое дешевое решение от производителя.

Павел Омелёхин, участник рабочей группы «Дизайн-код Екатеринбурга»:

Екатеринбургу обещали современные digital-остановки без назойливой рекламы. Все, как обычно, пошло не так

— У мэрии или ЦОД (МБУ «Центр организации движения») в какой-то момент появился запрос на создание новых остановок, потому что вот у этих много минусов: дешевые, некомфортные, неудобные. В них холодно, ветрено и не очень приятно, особенно зимой. Мы выиграли конкурс по дизайну. А сейчас работаем над тем, чтобы остановки появились в жизни. Но это очень сложный и долгий процесс, поэтому прогнозов не даем. Пока по инерции закупают старые, вот такие. Они самые дешевые из всего, что вообще есть на рынке. Эта реклама, соглашусь, некрасивая.

Екатеринбургу обещали современные digital-остановки без назойливой рекламы. Все, как обычно, пошло не так
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В пресс-службе администрации Екатеринбурга сообщили 66.RU, что остановка на Радищева принадлежит городу, но кто разместил на ней огромный баннер — неизвестно.

Пресс-служба администрации Екатеринбурга:

— Здесь какой-то гибрид или, что вероятнее, — самовольное размещение рекламы, так как на такого рода остановках реклама размещается только на видеоэкранах. И это социальная реклама (профилактика мошенничества, пожаров, ДТП и т. д.), а также городская информация (афиша и прочее).

Екатеринбургу обещали современные digital-остановки без назойливой рекламы. Все, как обычно, пошло не так
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Откуда вообще берется реклама на остановках и зарабатывает ли на ней город


В мэрии Екатеринбурга 66.RU пояснили, что городская администрация не занимается размещением наружной рекламы на остановках или продажей этих рекламных мест. Более того — на муниципальных остановках коммерческой рекламы в принципе не должно быть.

Пресс-служба администрации Екатеринбурга:

— Причина в основном в том, что муниципальные остановки переведены или будут переведены в современный «умный» формат. Там места для коммерческой информации нет. И пестрая реклама будет портить их внешний вид.

В администрации уточнили, что за внешним видом остановочных комплексов должен следить комитет по транспорту и Главархитектура. Но выяснять, кто вешает рекламные плакаты на остановочные комплексы, они не уполномочены и не занимаются этим.

Екатеринбургу обещали современные digital-остановки без назойливой рекламы. Все, как обычно, пошло не так
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Стоит отметить, что на законной основе заключать договоры на размещение рекламных конструкций на остановочных комплексах может Министерство по управлению госимуществом Свердловской области (МУГИСО), поскольку часть остановок находится на неразграниченной земле. Следовательно любой предприниматель может заключить договор для размещения на них рекламы.

Советник главы МУГИСО Юлия Вершецкая:

— Министерство заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на остановках. За право установить эти конструкции рекламораспространитель платит в бюджет Свердловской области.

Как уточнили в МУГИСО, в 2020 году эти договоры принесли в бюджет региона 897,8 тыс. рублей. В 2021 году — 931,1 тыс. рублей. Средняя стоимость по каждому договору в эти два года — 64,9 тыс. рублей. За тем, какая именно реклама размещается на остановках, ведомство не следит.

За 2020-2021 годы МУГИСО заключило 40 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Из них 16 - в 2020 году, на общую стоимость в 1,6 млн рублей. В 2021 году из-за регистрации земельных участков под остановками в муниципальную собственность, права требования по большинству договоров перешли к городскому Департаменту по управлению муниципальным имуществом. Сейчас МУГИСО получает оплату только по восьми договорам.

Екатеринбургу обещали современные digital-остановки без назойливой рекламы. Все, как обычно, пошло не так
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Кто реально зарабатывает на завешанных рекламой остановках

По запросу «реклама на остановках общественного транспорта Екатеринбург» Google выдает адреса сайтов десятков рекламных агентств. Среди первых — Оutdoor Rus, Mediastation, «Элит СТ», «Регион-медиа», «Реклама на транспорте» и Factor Media. Стоимость размещения на остановке большого баннера — примерно от 5 до 12,5 тыс. рублей в месяц в зависимости от размера и агентства.

Екатеринбургу обещали современные digital-остановки без назойливой рекламы. Все, как обычно, пошло не так
Фото: Скриншот с сата www.outdoor-rus.ru

Некоторые компании публикуют адреса мест, предлагаемых под рекламные плакаты. Так, судя по сайту рекламного агентства Mediastation, оно размещает баннеры на трамвайных остановках на улице Радищева. Именно эти плакаты в мэрии называют незаконными.

Места на Радищева можно также арендовать через агентство Factor Media. Судя по прайсу, размещение плаката Юрия Шатунова обойдется в 15 тыс. рублей ежемесячно.

Всего в базе, опубликованной на сайте компании, перечислено 312 мест, доступных для размещения рекламы (по несколько баннеров разных размеров на каждой остановке). Стоимость услуги - от 2,5 до 10 тыс. рублей в месяц без печати и монтажа. Средняя цена – 5,8 тыс. рублей. Указано, что приведены цены, актуальные на 10 января 2022 года. Общая стоимость размещения рекламы на всех местах из адресной программы в течение месяца - 1,694 млн рублей.