Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ушел с завода, чтобы путешествовать». История фотографа, который заставит по-новому посмотреть на Россию

25 января 2022, 16:13
«Ушел с завода, чтобы путешествовать». История фотографа, который заставит по-новому посмотреть на Россию
Фото: фотография Арсения Котова в Instagram, предоставлено 66.RU автором
Арсению Котову 33 года, последние девять из них он активно путешествует по России и другим странам в поисках старой советской архитектуры. Путешественник и фотограф из Самары рассказал 66.RU, почему он увлекся такой узкой тематикой, как убегал от охранников телебашни в Екатеринбурге и почему не планирует объехать весь мир.

«Тяга к фотографии и путешествиям у меня была с детства»

Любовь к путешествиям у меня с подросткового возраста — я любил ходить в походы и посещать другие города. Но я по образованию инженер и три года работал на одном из ракетных предприятий Самары. С такой работой особо не попутешествуешь — выезд за границу мне вообще был закрыт довольно долгое время.

Поэтому в какой-то момент я решил уйти с работы, чтобы у меня была возможность уезжать куда-то на долгий срок. У меня были деньги от сдачи квартиры в Самаре, и на эти средства я начал путешествовать. Родители меня, конечно, вначале долгое время критиковали. А сейчас уже привыкли — все-таки если интересный досуг может приносить деньги, то тогда все нормально.

Много фотографировать я начал именно в путешествиях. Вообще тяга к фотографии у меня появилась еще в детстве — тогда я что-то снимал на старые пленочные мыльницы. Сначала получалось, прямо скажем, не очень, на свои старые снимки бывает стыдно смотреть. Но со временем я стал чуть больше думать перед тем, как нажать на кнопку фотоаппарата, и качество моих снимков стало расти.

Как можно зарабатывать, когда ты все время в разъездах

И вот последние девять лет я активно путешествую, зарабатывая в основном на продаже фотографий, принтов, и какой-то процент мне перечисляет издательство за продажи моих книг про советскую архитектуру — Soviet cities и Soviet seasons продаются по всему миру.

Фото: предоставлено 66.RU Арсением Котовым

Сейчас я зарабатываю около 30 тыс. рублей в месяц за счет продажи принтов и где-то тысяч 300 в год за счет продаж книг. Мои принты часто покупают выходцы из бывшего СССР, которые больше не живут в этих странах и скучают по атмосфере городов. Я даже продаю некоторые свои работы как NFT. За миллион долларов я пока ничего не продал, конечно, но где-то на 60 тыс. рублей у меня в месяц ушло несколько работ. Хотя я сам, если честно, довольно смутно понимаю, почему люди это покупают.

Расходы в путешествиях у меня не очень большие. Самое основное, как правило, это билеты до той или иной точки. Пожить я иногда останавливаюсь у подписчиков, а между городами можно перемещаться на автобусе или автостопом — это очень хороший вариант для путешественника, и обычно, если человек готов тебя подвезти, он хорошо относится к такого рода путешествиям.

Хотя был один курьезный случай. Когда началась заварушка с Украиной, я путешествовал по Мурманской области. Меня подобрал военный, но он не высадил меня там, где я его просил. Вместо этого он увез меня в комендатуру закрытого города. Я там сидел три часа — ждал сотрудника ФСБ. Он со мной поговорил минут десять, но так и не понял, зачем меня задержали, и вскоре отпустил, высадив на пустынной трассе недалеко от гарнизона.

«Забираться на телебашню было не страшно. Страшно было убегать от охраны»

Интерес к советской архитектуре вызван тем, что я довольно долго путешествовал по России, Украине (тогда для поездок туда не нужен был загранпаспорт), Казахстану, Абхазии. Ведь самое интересное, что есть в этих странах, — именно советская архитектура (если не брать в счет природные красоты). Активно снимаю такую архитектуру я уже лет шесть. В каждом крупном городе меня привлекает масштабная советская застройка, дворцы культуры, театры, библиотеки, заводские здания — такое можно найти повсюду, и архитектура подобных зданий достаточно интересна и разнообразна.

Фото: предоставлено 66.RU Арсением Котовым

Везде есть какие-то здания, которые являются символами города. Вот, например, в Екатеринбурге была телебашня. Я специально приезжал сюда, чтобы залезть на нее — тогда уже было известно, что ее снесут. Не скажу, что забираться на нее было очень страшно — страшно было потом убегать от охраны.

Одно из самых запоминающихся путешествий случилось в 2019 году — я тогда второй раз в жизни был в Припяти. В этот раз я специально поехал осенью, чтобы наблюдать, как облетает листва. Получается очень красивое сочетание увядающей природы на фоне заброшенного города.

«Цель объехать весь мир у меня не стоит»

Мне сложно сказать, сколько стран и городов я уже посетил — я их просто не считаю. Наверное, можно говорить о 30 странах и паре сотен городов. Цели объехать весь мир у меня никогда не было — все-таки я чаще отправляюсь в путешествия с целью увидеть и сфотографировать что-то заранее определенное, как правило — советскую архитектуру.

В этом огромный плюс моего направления путешествий, особенно сейчас — ковид никак на них практически не повлиял.

Трижды у меня были путешествия по странам Западной Европы, а сейчас, соблазнившись дешевыми билетами, я просто улетел отдохнуть в Египет после путешествия по морозной Челябинской области. Но в Египте я тоже собираюсь немного поснимать, в планах сделать снимки пирамид в Каире и городские пейзажи Александрии.

Я считаю, что каждому русскому человеку обязательно стоит в жизни хотя б разок съездить на Камчатку. Да, это, конечно, не столько про архитектуру, сколько про природные красоты. Но увидеть извержение вулкана — это воспоминание на всю жизнь. Со мной такое случилось в 2015 году, когда я попал под облако пепла от вулкана Шивелуч.

А лично моя главная мечта сейчас — это посетить три северных города: Диксон, Тикси и Певек. Сейчас это полузаброшенные города, но раньше они были довольно сильно развиты. Билеты в каждый из них стоят порядка 100 тысяч рублей туда-обратно — по России бывает очень дорого путешествовать.

Фото Певека на Яндекс.Картах