Свет, камера, эфир. В маленькой студии парень с длинными волосами держит на плече лупоглазую ворону на фоне бюджетного задника с искусственным цветком. Это «ТелеБом». Передача, которая сделает ведущего Андрея Скопова звездой середины 90-х и прославит Капитолину.
Первый раз программа в таком составе выходит в 10 часов утра 27 февраля 1994 года. До этого детское шоу Андрей вел один, пока ворона сама не постучалась в двери «Четвертого канала».
«Мы понимали, что у нас в выходные дни нет какой-то изюминки. По будням были новости, еще какие-то передачи, а в выходные был провал. И кроме фильмов мы, по-моему, ничего не показывали. И вдруг приходит журналист программы Иннокентия Шеремета «Тик-Так», и говорит: есть знакомый артист, а у него — ворона кукольная», — вспоминает создатель программы, телевизионный режиссер Олег Ракович.
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU |
---|
В простенькой кукле с огромным клювом и молодом артисте, что ей управлял, Альберте Зинатуллине, Ракович сразу увидел ту самую изюминку, которой не хватало.
«С вороной мы подружились очень быстро, потому что я закончил театральный, Алик — тоже, и два актера сошлись. И начали вытворять такую чушь, что это очень быстро стало популярно», — рассказывает первый ведущий программы «ТелеБом» Андрей Скопов.
У пары не было сценария, в эфир выходила сплошная импровизация. Кто-то приносил свежий анекдот или историю, в студии разыгрывали сценки, запретных тем в эпоху свободной журналистики не было.
«Все, кроме секса, можно было обсуждать. Мы могли вскользь хоть по кому проехать. Мы показывали, что можно общаться с детьми на равных, что это интересно и классно. Не было диктата взрослых», — говорит Олег Ракович.
«Все, кроме секса, можно было обсуждать. Могли хоть по кому проехать. Не было диктата взрослых»
Капитолина вела себя как озорной ребенок, хотя и часто говорила, что ей 300 лет. Образ и биография складывались из мелких деталей.
«Она картавая — это хорошая речевая характеристика, мы ее с подругой придумали. Капа еще и проныра такая, ей палец в клюв не клади — откусит. А с другой стороны: дура-дурой, но при этом такая любопытная. И искренняя», — говорит Альберт Зинатуллин. Уже 27 лет он проживает эфиры в образе, как он сам говорит, дураковатой Капитолины.
Ворону Альберт нашел среди ненужных кукол в театральном институте, она лежала в закромах как одна из многих, которые театр отдает студентам для тренировок. В простых формах он сразу увидел актерский потенциал.
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU |
---|
Лысая голова, глаза без ресниц и тельце из темной ткани, такой Капа пришла в эфир. «Она недолго была такой страшненькой, мы ее быстро привели в чувства, сделали звездой», — говорит Ракович. У нее появились косички, наряды: первым ее одевал модельер Николай Романов. Он нарядил ведущую в косуху.
Еще Капитолине предстояло научиться держать себя в кадре. «Есть один нюанс: камеру же не обманешь, и надо было понять, как работает кукла в кадре. Спустя буквально пару эфиров я осознал, что она должна немножечко быстрее жить, внутренне быстрее проживать эмоции и быть, и двигаться немножечко быстрее человека, тогда как-то все и склеилось», — рассказывает Альберт Зинатуллин.
Первый эфир спустя 24 минуты подходит к концу. Андрей Скопов с экранов телевизоров приглашает горожан поучаствовать в конкурсе. Активное вовлечение зрителей — отличительная черта передачи. В первый раз на Плотинку придет не так много людей. Зато уже через неделю, после второй передачи, будет аншлаг.
Десятки человек появятся с туалетной бумагой в центре города у здания консерватории и начнут разматывать рулоны до самой Исети и набережной. Победит тот, кто протянет дальше всех и нарисует самую длинную линию.
«Конкурсы были дурацкие, например, надо было собрать самый длинный автопоезд из игрушечных машинок, и у нас метров по 100 собирали. Всем двором скидывались игрушками, а кто-то один привозил, я помню, даже в чемоданах и делал вид, что это все его машинки», — говорит Олег Ракович.
Фото: архив 4 канала, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
С каждой неделей в конкурсах участвовало все больше народа. В итоге «Телебом» начал выходить в сложном формате. Сначала в эфире объявляли конкурс, потом Андрей Скопов со съемочной бригадой ехал выбирать победителя. Итоги же выдавали в эфир уже на следующий день.
Скопов рассказывает, что смешнее всего было, когда родителям нужно было надеть на ребенка как можно больше вещей: «Ребенок превращался в мумию, он двигаться не мог. Это было настолько смешно, приносили ребенка, как багаж, и потом снимали одежду на камеру и считали, у кого сколько. Если бы тогда был TikTok, мы бы его взорвали».
За полтора года передача стала одной из самых популярных в эфире местных каналов.
«Это был такой безбашенный и очень кайфовый взлет. Все, что мы делали в кадре, было очень искренне, не было никакого вранья. Нас перло, и мы понимали, что раз мы смеемся и нам это интересно, значит, и другим будет. Каждый эфир был по-хорошему дурацкий. Как мне потом сказали — нас смотрели все наркоманы Свердловской области», — вспоминает Скопов.
И тогда пришла слава. «Меня узнавал каждый человек на улице, каждый первый. Были рейтинги популярности, и я стал вторым человеком после мэра в Екатеринбурге. Я мог зайти в любой магазин: одежды, продуктов, взять любую одежду и сказать, что потом заплачу, и мне все это отдавали», — рассказывает Скопов.
Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко 66.RU |
---|
Альберт Зинатуллин признается, что, несмотря на то, что Капу знал каждый, он славой не обласкан. 27 лет, что Капитолина выходит в эфир, он находится за кадром:
— Когда сидишь под столом, тебя на улицах никто не узнает, тебе трудно понять, популярен ли ты вообще. Я в этом смысле человек спокойный, никогда особо не пользовался тем, что я с телевидения. Мне очень радостно и приятно, что есть такой герой, который без меня бы не появился, что столько времени он существует. А так, в обычной жизни, если только я не начинаю говорить голосом Капы, меня редко узнают.
— Альберт, насколько я помню, Капитолина была Великая и Ужасная. Почему так? Я, например, никогда не понимала, когда смотрела передачу, — в детстве она такой не казалась.
— Это аллюзия, отсылка к Гудвину Великому и Ужасному, ее придумал Олег. Она же у нас была королева всех времен и народов, поэтому у нее должны были быть титулы. Это была шутка, которая прижилась. Она говорила — я Великая врушка и Ужасная хвастунишка, ну и так далее.
— А имя у королевы когда и как появилось?
— Оно было практически сразу, как только я взял эту ворону на телевидение. Тогда было модно, чтобы имя необычным было, не Вася, Петя или Оля с Машей. Я думал, что ворона, она же каркает, и такая мудреная, у нее должен быть, как это называется…
— Статус?
— Бэкграунд. Просто в один момент, когда образ уже сложился, у нее кто-то спросил: а как вас зовут, барышня? И вырвалось — Капитолина, и мгновенно прилипло, сразу все поняли, что это ее имя. Долго потом с отчеством мучились, но ничего не придумали, а потом поняли, что и не надо.
— А у нее была вообще какая-то легенда, биография изначально прописанная?
— Вообще, сценариев не было, она просто в эфире начинала жить своей жизнью, образ работал, и у нее очень быстро начала складываться биография. Какие-то такие житейские мелочи, которые и делали ее настоящей. Например, про нее известно, что у нее тетя в Тугулыме есть, что сама Капа живет за городом и летает, общественным транспортом не пользуется. Только зимой, если мерзнет. Она там в эфире рассказывала, что да, у нас на Изоплите дорогу перекрыли, газифицируют, заколебалась грязь соскребать. У нее обстоятельств очень много набралось за эти годы. Она и на железной дороге каталась на детской, и пирожками там торговала.
— А Капа как-то близка вам по характеру или это как раз и была ваша задача, как актера театра кукол, создать отдельного такого персонажа и всю его вселенную?
— Да, получилось создать целый мир. Но я не знаю, ну, наверное, да. Как говорил Виталик Краев — еще один ведущий, с которым мы работали, «а что, это же тряпка крашеная, это же ты сидишь под столом и ей управляешь». А я отвечал, что это не совсем так. Когда ты выдумываешь предполагаемые обстоятельства, чем их больше и чем они подробнее, ты в какой-то момент перестаешь думать о том, что бы еще выдумать и сказать. Персонаж уже настолько оброс ими, что на любой вопрос, проблему, событие он реагирует как обычный человек со своим характером, опытом, со своим «я».
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU |
---|
— За 27 лет Капитолина постарела, помудрела, как-то она изменилась, может, живя во всех предложенных обстоятельствах и имея характер?
— Ой, нет, как раз ничего и не поменялось, поражаюсь просто. Мы, конечно, все не молодеем, но вот это состояние души, когда я начинаю с ней работать, на этот час, пока мы пишемся, как будто-то открывается другое измерение — такое очень приятное, хорошее, доброе. И мне там очень нравится.
Поработав несколько лет с Капой в кадре, Андрей Скопов отправился покорять Москву, а у вороны появились новые друзья и соведущие: Мария Винарская с дочкой Дашей, Алексей Ванченко, Даниил Макеранец, Александра Мордоровская. Наибольшую популярность по всей стране программа приобрела, когда вместе с Капой шоу вел Виталий Краев.
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU |
---|
«Когда Андрей уехал в Москву, вместо него поставили Машу Винарскую с дочкой, Даша и мамаша мы их называли. Но мы поняли, что мальчиковая аудитория сильно тогда напряглась, и мы пригласили Виталия Краева ведущим. И все стало хорошо. Настолько хорошо, что нас пригласили в федеральный эфир. Для ТНТ мы сделали 40 выпусков», — рассказывает Олег Ракович.
Это было в 2000 году. К этому моменту «ТелеБом» уже разросся до большой студии, нескольких кукол, которые появлялись в шоу.
«Виталик Краев — чудесный совершенно, удивительный мой соведущий, у него была способность к такому наивному восприятию. Обычно люди под стол все равно ко мне заглядывают, смотрят, кто там сидит. А он говорил напрямую с вороной, искренне спорил, существовал в этой реальности. Он, конечно, артист высокого класса», — вспоминает Альберт Зинатуллин.
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU |
---|
Но после этого программа больше не выходила в прежнем формате «ТелеБома» — большим выпуском по выходным дням. В эфире «Четвертого канала» остались только «Капашилки». Рубрика в программе «Утренний экспресс» существует до сих пор. Вместе с Капитолиной ее ведет Александр Копылов.
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU |
---|
Альберт Зинатуллин сейчас занимается своим кукольным театром, который носит имя Вороны Капы, а еще снимает юмористическое шоу на youtube с куклами вместо ведущих.
Олег Ракович, после того как ушел с «Четвертого канала», еще много лет работал на телевидении. Был режиссером, генеральным продюсером и ведущих множества программ. За это время он снял больше десятка фильмов, которые получили призы на российских конкурсах. Кроме того, Олега Раковича называют главным летописцем Уральского рок-клуба, в его архиве и документальный сериал о музыкантах, и клипы для «Наутилуса Помпилиуса», «Чайфа», Насти Полевой и «Смысловых Галлюцинаций».
Андрей Скопов живет и работает в Москве, занимается музыкальной карьерой. После переезда он взял псевдоним, был ведущим и продюсером на MTV.
Также Скопов работал на телеканале «Перец», сейчас он креативный продюсер одной из федеральных радиостанций и композитор. Со своими треками как диджей он выступает в ночных клубах.