Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»

22 ноября 2021, 18:00
«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»
Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU
Ворона Капа — бессменная ведущая на «Четвертом канале» уже 27 лет. По меркам телевидения — вечность. Дольше держится в эфире только Леонид Якубович. Корреспондент 66.RU Катя Журавлева поговорила с теми, кто сделал из Капитолины звезду, о том, как начиналась программа «ТелеБом» и почему она в свое время стала самой популярной передачей на свердловском ТВ.

Ворона хочет в эфир

Свет, камера, эфир. В маленькой студии парень с длинными волосами держит на плече лупоглазую ворону на фоне бюджетного задника с искусственным цветком. Это «ТелеБом». Передача, которая сделает ведущего Андрея Скопова звездой середины 90-х и прославит Капитолину.

Первый раз программа в таком составе выходит в 10 часов утра 27 февраля 1994 года. До этого детское шоу Андрей вел один, пока ворона сама не постучалась в двери «Четвертого канала».

«Мы понимали, что у нас в выходные дни нет какой-то изюминки. По будням были новости, еще какие-то передачи, а в выходные был провал. И кроме фильмов мы, по-моему, ничего не показывали. И вдруг приходит журналист программы Иннокентия Шеремета «Тик-Так», и говорит: есть знакомый артист, а у него — ворона кукольная», — вспоминает создатель программы, телевизионный режиссер Олег Ракович.

«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU

В простенькой кукле с огромным клювом и молодом артисте, что ей управлял, Альберте Зинатуллине, Ракович сразу увидел ту самую изюминку, которой не хватало.

«С вороной мы подружились очень быстро, потому что я закончил театральный, Алик — тоже, и два актера сошлись. И начали вытворять такую чушь, что это очень быстро стало популярно», — рассказывает первый ведущий программы «ТелеБом» Андрей Скопов.

У пары не было сценария, в эфир выходила сплошная импровизация. Кто-то приносил свежий анекдот или историю, в студии разыгрывали сценки, запретных тем в эпоху свободной журналистики не было.

«Все, кроме секса, можно было обсуждать. Мы могли вскользь хоть по кому проехать. Мы показывали, что можно общаться с детьми на равных, что это интересно и классно. Не было диктата взрослых», — говорит Олег Ракович.

«Все, кроме секса, можно было обсуждать. Могли хоть по кому проехать. Не было диктата взрослых»

Капитолина вела себя как озорной ребенок, хотя и часто говорила, что ей 300 лет. Образ и биография складывались из мелких деталей.

«Она картавая — это хорошая речевая характеристика, мы ее с подругой придумали. Капа еще и проныра такая, ей палец в клюв не клади — откусит. А с другой стороны: дура-дурой, но при этом такая любопытная. И искренняя», — говорит Альберт Зинатуллин. Уже 27 лет он проживает эфиры в образе, как он сам говорит, дураковатой Капитолины.

Ворону Альберт нашел среди ненужных кукол в театральном институте, она лежала в закромах как одна из многих, которые театр отдает студентам для тренировок. В простых формах он сразу увидел актерский потенциал.

«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU

Лысая голова, глаза без ресниц и тельце из темной ткани, такой Капа пришла в эфир. «Она недолго была такой страшненькой, мы ее быстро привели в чувства, сделали звездой», — говорит Ракович. У нее появились косички, наряды: первым ее одевал модельер Николай Романов. Он нарядил ведущую в косуху.

Еще Капитолине предстояло научиться держать себя в кадре. «Есть один нюанс: камеру же не обманешь, и надо было понять, как работает кукла в кадре. Спустя буквально пару эфиров я осознал, что она должна немножечко быстрее жить, внутренне быстрее проживать эмоции и быть, и двигаться немножечко быстрее человека, тогда как-то все и склеилось», — рассказывает Альберт Зинатуллин.

«Нас смотрели все наркоманы Свердловской области»

Первый эфир спустя 24 минуты подходит к концу. Андрей Скопов с экранов телевизоров приглашает горожан поучаствовать в конкурсе. Активное вовлечение зрителей — отличительная черта передачи. В первый раз на Плотинку придет не так много людей. Зато уже через неделю, после второй передачи, будет аншлаг.

Десятки человек появятся с туалетной бумагой в центре города у здания консерватории и начнут разматывать рулоны до самой Исети и набережной. Победит тот, кто протянет дальше всех и нарисует самую длинную линию.

«Конкурсы были дурацкие, например, надо было собрать самый длинный автопоезд из игрушечных машинок, и у нас метров по 100 собирали. Всем двором скидывались игрушками, а кто-то один привозил, я помню, даже в чемоданах и делал вид, что это все его машинки», — говорит Олег Ракович.

«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»
Фото: архив 4 канала, Анна Коваленко, 66.RU

С каждой неделей в конкурсах участвовало все больше народа. В итоге «Телебом» начал выходить в сложном формате. Сначала в эфире объявляли конкурс, потом Андрей Скопов со съемочной бригадой ехал выбирать победителя. Итоги же выдавали в эфир уже на следующий день.

Скопов рассказывает, что смешнее всего было, когда родителям нужно было надеть на ребенка как можно больше вещей: «Ребенок превращался в мумию, он двигаться не мог. Это было настолько смешно, приносили ребенка, как багаж, и потом снимали одежду на камеру и считали, у кого сколько. Если бы тогда был TikTok, мы бы его взорвали».

За полтора года передача стала одной из самых популярных в эфире местных каналов.

«Это был такой безбашенный и очень кайфовый взлет. Все, что мы делали в кадре, было очень искренне, не было никакого вранья. Нас перло, и мы понимали, что раз мы смеемся и нам это интересно, значит, и другим будет. Каждый эфир был по-хорошему дурацкий. Как мне потом сказали — нас смотрели все наркоманы Свердловской области», — вспоминает Скопов.

И тогда пришла слава. «Меня узнавал каждый человек на улице, каждый первый. Были рейтинги популярности, и я стал вторым человеком после мэра в Екатеринбурге. Я мог зайти в любой магазин: одежды, продуктов, взять любую одежду и сказать, что потом заплачу, и мне все это отдавали», — рассказывает Скопов.

«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»
Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко 66.RU

Капитолина Великая и Ужасная

Альберт Зинатуллин признается, что, несмотря на то, что Капу знал каждый, он славой не обласкан. 27 лет, что Капитолина выходит в эфир, он находится за кадром:

— Когда сидишь под столом, тебя на улицах никто не узнает, тебе трудно понять, популярен ли ты вообще. Я в этом смысле человек спокойный, никогда особо не пользовался тем, что я с телевидения. Мне очень радостно и приятно, что есть такой герой, который без меня бы не появился, что столько времени он существует. А так, в обычной жизни, если только я не начинаю говорить голосом Капы, меня редко узнают.

— Альберт, насколько я помню, Капитолина была Великая и Ужасная. Почему так? Я, например, никогда не понимала, когда смотрела передачу, в детстве она такой не казалась.

— Это аллюзия, отсылка к Гудвину Великому и Ужасному, ее придумал Олег. Она же у нас была королева всех времен и народов, поэтому у нее должны были быть титулы. Это была шутка, которая прижилась. Она говорила — я Великая врушка и Ужасная хвастунишка, ну и так далее.

— А имя у королевы когда и как появилось?

— Оно было практически сразу, как только я взял эту ворону на телевидение. Тогда было модно, чтобы имя необычным было, не Вася, Петя или Оля с Машей. Я думал, что ворона, она же каркает, и такая мудреная, у нее должен быть, как это называется…

— Статус?

— Бэкграунд. Просто в один момент, когда образ уже сложился, у нее кто-то спросил: а как вас зовут, барышня? И вырвалось — Капитолина, и мгновенно прилипло, сразу все поняли, что это ее имя. Долго потом с отчеством мучились, но ничего не придумали, а потом поняли, что и не надо.

— А у нее была вообще какая-то легенда, биография изначально прописанная?

— Вообще, сценариев не было, она просто в эфире начинала жить своей жизнью, образ работал, и у нее очень быстро начала складываться биография. Какие-то такие житейские мелочи, которые и делали ее настоящей. Например, про нее известно, что у нее тетя в Тугулыме есть, что сама Капа живет за городом и летает, общественным транспортом не пользуется. Только зимой, если мерзнет. Она там в эфире рассказывала, что да, у нас на Изоплите дорогу перекрыли, газифицируют, заколебалась грязь соскребать. У нее обстоятельств очень много набралось за эти годы. Она и на железной дороге каталась на детской, и пирожками там торговала.

— А Капа как-то близка вам по характеру или это как раз и была ваша задача, как актера театра кукол, создать отдельного такого персонажа и всю его вселенную?

— Да, получилось создать целый мир. Но я не знаю, ну, наверное, да. Как говорил Виталик Краев — еще один ведущий, с которым мы работали, «а что, это же тряпка крашеная, это же ты сидишь под столом и ей управляешь». А я отвечал, что это не совсем так. Когда ты выдумываешь предполагаемые обстоятельства, чем их больше и чем они подробнее, ты в какой-то момент перестаешь думать о том, что бы еще выдумать и сказать. Персонаж уже настолько оброс ими, что на любой вопрос, проблему, событие он реагирует как обычный человек со своим характером, опытом, со своим «я».

«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU

— За 27 лет Капитолина постарела, помудрела, как-то она изменилась, может, живя во всех предложенных обстоятельствах и имея характер?

— Ой, нет, как раз ничего и не поменялось, поражаюсь просто. Мы, конечно, все не молодеем, но вот это состояние души, когда я начинаю с ней работать, на этот час, пока мы пишемся, как будто-то открывается другое измерение — такое очень приятное, хорошее, доброе. И мне там очень нравится.

Федеральный эфир и два сезона на ТНТ

Поработав несколько лет с Капой в кадре, Андрей Скопов отправился покорять Москву, а у вороны появились новые друзья и соведущие: Мария Винарская с дочкой Дашей, Алексей Ванченко, Даниил Макеранец, Александра Мордоровская. Наибольшую популярность по всей стране программа приобрела, когда вместе с Капой шоу вел Виталий Краев.

«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU

«Когда Андрей уехал в Москву, вместо него поставили Машу Винарскую с дочкой, Даша и мамаша мы их называли. Но мы поняли, что мальчиковая аудитория сильно тогда напряглась, и мы пригласили Виталия Краева ведущим. И все стало хорошо. Настолько хорошо, что нас пригласили в федеральный эфир. Для ТНТ мы сделали 40 выпусков», — рассказывает Олег Ракович.

Это было в 2000 году. К этому моменту «ТелеБом» уже разросся до большой студии, нескольких кукол, которые появлялись в шоу.

«Виталик Краев — чудесный совершенно, удивительный мой соведущий, у него была способность к такому наивному восприятию. Обычно люди под стол все равно ко мне заглядывают, смотрят, кто там сидит. А он говорил напрямую с вороной, искренне спорил, существовал в этой реальности. Он, конечно, артист высокого класса», — вспоминает Альберт Зинатуллин.

«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU

Но после этого программа больше не выходила в прежнем формате «ТелеБома» — большим выпуском по выходным дням. В эфире «Четвертого канала» остались только «Капашилки». Рубрика в программе «Утренний экспресс» существует до сих пор. Вместе с Капитолиной ее ведет Александр Копылов.

«Существуй TikTok, мы бы его взорвали». История «ТелеБома» и вороны Капитолины с «Четвертого канала»
Фото: архив Альберта Зинатуллина, Анна Коваленко 66.RU

Альберт Зинатуллин сейчас занимается своим кукольным театром, который носит имя Вороны Капы, а еще снимает юмористическое шоу на youtube с куклами вместо ведущих.

Олег Ракович, после того как ушел с «Четвертого канала», еще много лет работал на телевидении. Был режиссером, генеральным продюсером и ведущих множества программ. За это время он снял больше десятка фильмов, которые получили призы на российских конкурсах. Кроме того, Олега Раковича называют главным летописцем Уральского рок-клуба, в его архиве и документальный сериал о музыкантах, и клипы для «Наутилуса Помпилиуса», «Чайфа», Насти Полевой и «Смысловых Галлюцинаций».

Андрей Скопов живет и работает в Москве, занимается музыкальной карьерой. После переезда он взял псевдоним, был ведущим и продюсером на MTV.

Также Скопов работал на телеканале «Перец», сейчас он креативный продюсер одной из федеральных радиостанций и композитор. Со своими треками как диджей он выступает в ночных клубах.