Совет по развитию рекреационных и общественных пространств обсудил стандарт благоустройства набережных, который, как предполагается, вскоре станет обязательным к исполнению. О сути концепции доложил заведующий кафедрой городского строительства УрФУ Алексей Хриченков.
— В Екатеринбурге в последние годы главенствовал подход к благоустройству берегов, который называется канализование — заковывание берегов в бетонные парапеты. Это ограничивает доступ человека к воде. Каждый участок проектируется самостоятельно, с различными активностями. Но все-таки не надо забывать, что главная функция набережной — прогулка.
Хриченков привел несколько примеров, как города, избавившись от бетонных набережных, приобретали выгоду за счет лучшей экологии, комфортной среды и дорожающей вследствие этого недвижимости.
Уточнив, что набережные могут иметь урбанизированный и природный характер, ученый озвучил несколько принципов обустройства береговой линии:
При обсуждении концепции заместитель главы комитета благоустройства Виктор Юровицкий заметил, что такие же подходы применялись при проектировании участка набережной от Куйбышева до Декабристов.
«Это не подход, это описание существующего проекта. Надо дождаться и посмотреть, как пройдет эксплуатация, насколько это приживется в городе», — сказал он.
Начальник Главархитектуры Алексей Храмов подчеркнул, что перечисленные принципы нужно использовать постоянно, а не только в отдельных проектах благоустройства.
«К нам на рассмотрение поступило несколько предложений, когда реку Исеть хотят загнать в канал. А здесь мы видим альтернативные пути решения — более экологичные, природные. Мне такой материал нужен, чтобы убеждать застройщиков, что можно по-другому», — объяснил чиновник.
Виктор Юровицкий ответил, что нельзя навязывать инвесторам одну точку зрения: «Есть границы застройки, а природная набережная занимает больше места. Создав набережную с берегоукреплением, застройщик получает территорию для благоустройства. Тут вопрос экономики и использования пространства города».
— Общий подход нельзя затвердить. Нельзя сказать, что от ВИЗа до низа будет только так и никак иначе. Надо смотреть характер реки в определенном месте и применять лучший подход — урбанизированный или природный.
Алексей Храмов продолжил спор. Он напомнил, что в начале презентации было показано, как природная набережная влияет на цену квартир.
— Экономическая модель может быть другой. Тут показаны механизмы, как нам с вами, городским управленцам, влиять на ситуацию, убеждать застройщиков, что есть не один подход, а несколько.
Главный архитектор города Андрей Молоков привел в пример озеро Кабан в Казани. Там городская набережная сделана в виде навесеной металлической конструкции с мощением из террасной доски.
«Массовых поломок на таком покрытии нет. Я спросил, как его обслуживают в зимнее время, и мне ответили, что не чистят от снега. Мол, незачем, людям зимой там нечего делать. Для прохода есть верхний уровень, который регулярно убирают.
Он допустил, что в Екатеринбурге такая идея может быть реализована, но тогда нужно разъяснить людям, что зимой участок не нужно использовать для транзита.
В конце чиновники проговорили, что природная прибрежная зона гораздо сложнее в эксплуатации, чем набережная из бетона или гранита. Участники договорились, что принципы будут обсуждать и дальше.