Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как будет выглядеть набережная Исети. Десять принципов, о которых спорят в мэрии Екатеринбурга

29 октября 2021, 15:20
Как будет выглядеть набережная Исети. Десять принципов, о которых спорят в мэрии Екатеринбурга
Фото: архив 66.RU
В здании администрации состоялось заседание Совета по развитию рекреационных и общественных пространств. О будущем городских набережных дискутировали сотрудники департамента архитектуры и специалисты комитета благоустройства.

Совет по развитию рекреационных и общественных пространств обсудил стандарт благоустройства набережных, который, как предполагается, вскоре станет обязательным к исполнению. О сути концепции доложил заведующий кафедрой городского строительства УрФУ Алексей Хриченков.

Алексей Хриченков, завкафедрой городского строительства УрФУ:

— В Екатеринбурге в последние годы главенствовал подход к благоустройству берегов, который называется канализование — заковывание берегов в бетонные парапеты. Это ограничивает доступ человека к воде. Каждый участок проектируется самостоятельно, с различными активностями. Но все-таки не надо забывать, что главная функция набережной — прогулка.

Хриченков привел несколько примеров, как города, избавившись от бетонных набережных, приобретали выгоду за счет лучшей экологии, комфортной среды и дорожающей вследствие этого недвижимости.

Уточнив, что набережные могут иметь урбанизированный и природный характер, ученый озвучил несколько принципов обустройства береговой линии:

  • максимальный доступ к воде;
  • сохранение природности;
  • удобство для всех пользователей, в том числе для маломобильных граждан;
  • отсутствие ограждений;
  • разнообразие функциональных зон, которые равномерно распределены по всей длине. Это могут быть активные сценарии с детскими и спортивными площадками и условия для тихого отдыха и прогулок;
  • работа с рельефом, которая заключается в создании амфитеатров, сложных маршрутов для прогулки;
  • простота покрытий. Прежде всего — светлые тона, водонепроницаемость, натуральность;
  • минимизация освещения. Подсветка нужна только в рамках нормативных требований, не больше;
  • укрепление берегов за счет плотной посадки кустарников;
  • вскрытие подземных рек.

При обсуждении концепции заместитель главы комитета благоустройства Виктор Юровицкий заметил, что такие же подходы применялись при проектировании участка набережной от Куйбышева до Декабристов.

«Это не подход, это описание существующего проекта. Надо дождаться и посмотреть, как пройдет эксплуатация, насколько это приживется в городе», — сказал он.

Начальник Главархитектуры Алексей Храмов подчеркнул, что перечисленные принципы нужно использовать постоянно, а не только в отдельных проектах благоустройства.

«К нам на рассмотрение поступило несколько предложений, когда реку Исеть хотят загнать в канал. А здесь мы видим альтернативные пути решения — более экологичные, природные. Мне такой материал нужен, чтобы убеждать застройщиков, что можно по-другому», — объяснил чиновник.

Виктор Юровицкий ответил, что нельзя навязывать инвесторам одну точку зрения: «Есть границы застройки, а природная набережная занимает больше места. Создав набережную с берегоукреплением, застройщик получает территорию для благоустройства. Тут вопрос экономики и использования пространства города».

Виктор Юровицкий, замглавы комитета благоустройства:

— Общий подход нельзя затвердить. Нельзя сказать, что от ВИЗа до низа будет только так и никак иначе. Надо смотреть характер реки в определенном месте и применять лучший подход — урбанизированный или природный.

Алексей Храмов продолжил спор. Он напомнил, что в начале презентации было показано, как природная набережная влияет на цену квартир.

Алексей Храмов, начальник Главархитектуры:

— Экономическая модель может быть другой. Тут показаны механизмы, как нам с вами, городским управленцам, влиять на ситуацию, убеждать застройщиков, что есть не один подход, а несколько.

Главный архитектор города Андрей Молоков привел в пример озеро Кабан в Казани. Там городская набережная сделана в виде навесеной металлической конструкции с мощением из террасной доски.

«Массовых поломок на таком покрытии нет. Я спросил, как его обслуживают в зимнее время, и мне ответили, что не чистят от снега. Мол, незачем, людям зимой там нечего делать. Для прохода есть верхний уровень, который регулярно убирают.

Он допустил, что в Екатеринбурге такая идея может быть реализована, но тогда нужно разъяснить людям, что зимой участок не нужно использовать для транзита.

В конце чиновники проговорили, что природная прибрежная зона гораздо сложнее в эксплуатации, чем набережная из бетона или гранита. Участники договорились, что принципы будут обсуждать и дальше.

  • Принципы благоустройства набережных — это часть Стандарта развития общественных пространств. Идея в том, чтобы создать систему связанных общественных пространств. Три пояса будут состоять из периферийного кольца лесных парков и лесов, срединного кольца парков и центрального комплекса парков, садов, скверов. Городские леса будут связывать так называемые «коридоры» — бульвары и озелененные улицы.
  • Проект доработают к концу года. После этого, как ожидается, каждая строительная компания должна будет заниматься озеленением территорий своих проектов.