Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей

25 октября 2021, 16:09
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Игорь Усенко выпускает принципиально новые детские площадки по мотивам известных по всему миру комплексов Monstrum. Чем привлекли его «монстры», почему площадка во дворе ЖК «Парковый» будет единственной в своем роде и зачем ему проект, сертификация которого обошлась в 400 тысяч рублей, бизнесмен рассказал 66.RU.

«Я понял — за этим будущее, и захотел сделать что-то подобное»

У Игоря Усенко было обычное советское детство, которое он проводил на обычных детских площадках. Как все, забирался в ажурные металлические полусферы, раскачивался на турниках, лазил по «ракетам», покрытым многолетними слоями краски в одних местах и отполированным тысячами ладоней в других.

Мысль выпускать собственные игровые комплексы, непохожие на однотипные площадки из детства, появилась в 2015 году, когда Усенко увидел в интернете продукцию известной фирмы Monstrum. Его поразил подход датских дизайнеров, которые решили не использовать наборы разномастных качелей и лазалок, а каждый раз создавать единый продуманный комплекс. Датчане отталкивались от крупных, «монструозных», объектов — кораблей, самолетов, животных, — которые «должны были воплотить основную идею и поразить размером».

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Первым собственным «монстром» Игоря Усенко стал «осьминог», который установили во дворе ЖК «Парковый квартал» — его возводит компания PRINZIP недалеко от ЦПКиО. Так «осьминог» выглядел за несколько недель до «рождения»

Игорь Усенко, директор компании Zenio:

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей

— Это было откровение. Я не думал, что детская площадка может быть ТАКОЙ. По сравнению с облезлыми фанерными качелями, которые стоят в некоторых наших дворах, — произведением искусства. Я сразу понял — за этим будущее, и захотел сделать что-то подобное.

Но дальше мыслей дело не пошло. Идея опередила время: шесть лет назад на Урале не было спроса на такие площадки, а у Игоря — возможности их делать. В то время он зарабатывал съемкой и был известным фэшн-фотографом.

Возможность появилась в 2019 году, когда Усенко возглавил мебельную фабрику на Сортировке, которой раньше руководил его отец. Пришел не один — с новыми идеями. Кроме элитных дверей компания начала выпускать двери из МДФ, сливающиеся со стеной полотна-«невидимки» с алюминиевым коробом, и оборудование для детских площадок. Для этого пришлось обновить производство: приобрели форматно-раскроечный станок, закупили новый ручной инструмент — электрорубанки, пилы, шлифовальные и другие машины. Модернизировали сушильные камеры, чтобы просушивать в них целые бревна.

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Нет, это не гранитная стела. Это одна из сотни глянцевых дверей-«невидимок», которые скоро отправят заказчику в Объединенные Арабские Эмираты.

«Я не хочу делать площадки как у всех»

В новой компании сразу решили, что учиться надо у лучших — ориентировались на комплексы датского Monstrum и немецкой компании Richter Spielgeräte. На качестве не экономили. Игровые комплексы делали не из сосны, а из более прочной и красивой лиственницы, которую везли с севера области. Дерево покрывали не пропитками, а маслом — оно дороже, но лучше выглядит и защищает древесину.

Игорь Усенко:

— Перед тем как делать карусели и лазалки, фабрика больше 30 лет выпускала межкомнатные двери и мебель, в том числе элитные. Там другой подход к качеству. Поэтому мы делаем вещи, за которые многие производители не заморачиваются. Если в бревне появляется большая трещина — а без этого никак, дерево материал живой, — заполняем герметиком. На каждой качели, лазалке, мостике делаем клеймо-гравировку. Можем написать название ЖК, где стоит площадка. Вроде бы мелочь — но жителям приятно.

В том, что спрос на современные детские площадки будет, Игорь не сомневался. Идею и первые заказы подбросили… строительные компании.

Игорь Усенко:

— Рынок изменился. Когда люди покупают жилье, смотрят не только на квартиру, но на весь дом, на двор, где предстоит гулять с детьми. Крупные девелоперы это понимают и вкладываются в инфраструктуру по полной. В каждом ЖК стараются сделать уникальный двор. А для этого нужны не однообразные площадки как у всех, а особенные проекты. Пусть недешевые, но яркие, запоминающиеся, интересные.

Первые площадки Игорь сделал для строительной компании PRINZIP. В «Ньютон-парке» поставил «гнездо»-лазалку из бревен, в ЖК на Первомайской — комплекс из деревянных домиков с горками.

Анастасия Кузнечевская, архитектор компании PRINZIP:

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей

— Проекты, которые делает Игорь, мне нравятся: красивые, необычные. Материалы стараются выбирать натуральные, делать качественно: если металл — то нержавеющая сталь, если стыки и кромки — то обработанные, подогнанные друг к другу. Заранее просчитывают, как собрать и закрепить конструкции, чтобы они были безопасными, чтобы родители не боялись отпустить детей на площадку.

В «Малевиче» Усенко установил песочницу с сиденьями в стиле «умной скамейки», которая наделала шуму на выставке 100+ Forum Russia. Тогда несколько федеральных телеканалов рассказали о скамейке с солнечными батареями, подогревом сидений и аудиосистемой, Wi-Fi и Bluetooth, беспроводной зарядкой для телефона и подсветкой с датчиком движений.

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей
Фото: предоставлено 66.RU компанией Zenio.

Знаменитая «умная скамейка», которая произвела фурор на выставке 100+ Forum Russia

«Цена сертификата выросла в 27 раз»

Необычные площадки, которые делал Усенко, нравились и жителям, и застройщикам, их охотно покупали. Игорь собирался расширяться, начал работать с другими девелоперами — но тут жизнь спустила его с небес на землю. В 2020 году в России резко изменили правила сертификации детских площадок.

Игорь Усенко:

— Чтобы работать дальше, надо было получить сертификат соответствия Таможенного союза. Вы не представляете, какая это была головная боль. Потребовали подготовить кипу бумаг — только список документов занял два листа. Проверяли все: от чертежей площадок до внутренних инструкций.

Когда бумаги собрали, проверить екатеринбургскую фабрику прилетели эксперты из Москвы. Несколько дней изучали производство, брали пробы древесины и опилок, проверяли в лаборатории на вредные вещества и личинки насекомых.

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Одной из главных сложностей в создании «осьминога» было придумать, как крепить щупальца.

Но главной проблемой стала цена. Если раньше получить сертификат на качели или карусель можно было за 15 тысяч рублей, то теперь нужно было заплатить 400 тысяч.

Игорь Усенко:

— Чтобы с нуля сертифицировать все изделия, сегодня нужно два-три миллиона рублей. Конечно, это отпугнуло многих производителей. Кто хочет работать в «минус»?

Усенко оказался одним из немногих, кого новые расценки не напугали и кто продолжил «детскую» тему. Чтобы получить все документы, понадобился год и еще два визита московских экспертов. После этого встал выбор, что делать дальше. Можно было использовать стандартный набор лазалок и качелей, которые уже получили сертификаты, и отказаться от мечты изготовить собственного «монстра». Или делать индивидуальные проекты, не уступающие творениям датского Monstrum`а, — и платить за сертификацию каждого по 400 тысяч рублей. Усенко выбрал второе.

«Старые площадки — как старые телефоны. Пользоваться можно, но не хочется»

Игорь Усенко:

— Когда-то у нас во дворах стояли только железные качели, турники и «ракеты». Потом появились пластиковые домики, фанерные паровозики — и это был огромный шаг вперед. Теперь я хочу сделать новый шаг. Выпускать площадки, какие не стыдно будет поставить в любом европейском дворе рядом с комплексом Richter или Monstrum — яркие, красивые, современные. Это как с кнопочными телефонами. Они дешевые, надежные, ими еще можно пользоваться — но уже не хочется. Зачем, если есть сенсорные смартфоны — современные, красивые, удобные?

Первым собственным «монстром» Игоря Усенко стал «осьминог», который установили в «Парковом квартале». Во дворе ЖК, который PRINZIP возводит возле ЦПКиО, поселилось огромное морское животное с щупальцами-скалодромами, сетями-лазалками и большой туннельной горкой. В гигантских «водорослях» неподалеку спрятался турник, а рядом с ним установили скамейки-волны для взрослых и качалку-балансир в виде морского буя для детей.

«Осьминог» в «Парковом квартале»

Анастасия Зарипова, руководитель отдела малых архитектурных форм компании Zenio:

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей

— Проект был совершенно новый. Его несколько раз меняли: сначала не получалось одно, потом второе, затем третье. Долго думали, как крепить щупальца. Намучились с «ребрами», которыми обшивали железный каркас. Пришлось использовать шпангоуты — «осьминога» собирали по той же технологии, по которой раньше строили парусные корабли.

Одновременно со сдачей второй очереди «Паркового квартала» рядом с осьминогом поселятся другие морские обитатели: гигантская мурена — дом-туннель с горкой для малышей — и семейство скатов — полоса препятствий для ребят постарше с несколькими маршрутами, где можно переправляться по канатам, бревнам, кольцам.

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Двор ЖК «Парковый квартал» оформят в единой тематике — морской.

Анастасия Кузнечевская:

— Мы даем только основную идею, примерную концепцию будущей площадки. Максимум — рисунок от руки. Игорь и его команда разрабатывают подробный эскиз: определяют размеры площадки, думают, чем ее насытить: какие поставить горки, лазалки, другие элементы. Иногда мы просим что-то поменять, утверждаем цвета будущей площадки — но это только штрихи. А портрет рисует Игорь.

Известный фэшн-фотограф возглавил мебельную фабрику и делает «монстров» для детей
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Все три проекта в «Парковом квартале» уникальные — таких площадок компания больше не будет выпускать. Это условие застройщика, который хотел сделать двор нового ЖК неповторимым. Но Игорь уже думает о линейке комплексов, где элементы можно будет собирать в разных вариантах, как конструктор. И мечтает о нашествии новых игровых «монстров».

Текст: Кирилл Кирягин для 66.RU