«Я понял — за этим будущее, и захотел сделать что-то подобное»
У Игоря Усенко было обычное советское детство, которое он проводил на обычных детских площадках. Как все, забирался в ажурные металлические полусферы, раскачивался на турниках, лазил по «ракетам», покрытым многолетними слоями краски в одних местах и отполированным тысячами ладоней в других.
Мысль выпускать собственные игровые комплексы, непохожие на однотипные площадки из детства, появилась в 2015 году, когда Усенко увидел в интернете продукцию известной фирмы Monstrum. Его поразил подход датских дизайнеров, которые решили не использовать наборы разномастных качелей и лазалок, а каждый раз создавать единый продуманный комплекс. Датчане отталкивались от крупных, «монструозных», объектов — кораблей, самолетов, животных, — которые «должны были воплотить основную идею и поразить размером».
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Первым собственным «монстром» Игоря Усенко стал «осьминог», который установили во дворе ЖК «Парковый квартал» — его возводит компания PRINZIP недалеко от ЦПКиО. Так «осьминог» выглядел за несколько недель до «рождения» |
Игорь Усенко, директор компании Zenio:
— Это было откровение. Я не думал, что детская площадка может быть ТАКОЙ. По сравнению с облезлыми фанерными качелями, которые стоят в некоторых наших дворах, — произведением искусства. Я сразу понял — за этим будущее, и захотел сделать что-то подобное.
Но дальше мыслей дело не пошло. Идея опередила время: шесть лет назад на Урале не было спроса на такие площадки, а у Игоря — возможности их делать. В то время он зарабатывал съемкой и был известным фэшн-фотографом.
Возможность появилась в 2019 году, когда Усенко возглавил мебельную фабрику на Сортировке, которой раньше руководил его отец. Пришел не один — с новыми идеями. Кроме элитных дверей компания начала выпускать двери из МДФ, сливающиеся со стеной полотна-«невидимки» с алюминиевым коробом, и оборудование для детских площадок. Для этого пришлось обновить производство: приобрели форматно-раскроечный станок, закупили новый ручной инструмент — электрорубанки, пилы, шлифовальные и другие машины. Модернизировали сушильные камеры, чтобы просушивать в них целые бревна.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Нет, это не гранитная стела. Это одна из сотни глянцевых дверей-«невидимок», которые скоро отправят заказчику в Объединенные Арабские Эмираты. |
«Я не хочу делать площадки как у всех»
В новой компании сразу решили, что учиться надо у лучших — ориентировались на комплексы датского Monstrum и немецкой компании Richter Spielgeräte. На качестве не экономили. Игровые комплексы делали не из сосны, а из более прочной и красивой лиственницы, которую везли с севера области. Дерево покрывали не пропитками, а маслом — оно дороже, но лучше выглядит и защищает древесину.
Игорь Усенко:
— Перед тем как делать карусели и лазалки, фабрика больше 30 лет выпускала межкомнатные двери и мебель, в том числе элитные. Там другой подход к качеству. Поэтому мы делаем вещи, за которые многие производители не заморачиваются. Если в бревне появляется большая трещина — а без этого никак, дерево материал живой, — заполняем герметиком. На каждой качели, лазалке, мостике делаем клеймо-гравировку. Можем написать название ЖК, где стоит площадка. Вроде бы мелочь — но жителям приятно.
В том, что спрос на современные детские площадки будет, Игорь не сомневался. Идею и первые заказы подбросили… строительные компании.
Игорь Усенко:
— Рынок изменился. Когда люди покупают жилье, смотрят не только на квартиру, но на весь дом, на двор, где предстоит гулять с детьми. Крупные девелоперы это понимают и вкладываются в инфраструктуру по полной. В каждом ЖК стараются сделать уникальный двор. А для этого нужны не однообразные площадки как у всех, а особенные проекты. Пусть недешевые, но яркие, запоминающиеся, интересные.
Первые площадки Игорь сделал для строительной компании PRINZIP. В «Ньютон-парке» поставил «гнездо»-лазалку из бревен, в ЖК на Первомайской — комплекс из деревянных домиков с горками.
Анастасия Кузнечевская, архитектор компании PRINZIP:
— Проекты, которые делает Игорь, мне нравятся: красивые, необычные. Материалы стараются выбирать натуральные, делать качественно: если металл — то нержавеющая сталь, если стыки и кромки — то обработанные, подогнанные друг к другу. Заранее просчитывают, как собрать и закрепить конструкции, чтобы они были безопасными, чтобы родители не боялись отпустить детей на площадку.
В «Малевиче» Усенко установил песочницу с сиденьями в стиле «умной скамейки», которая наделала шуму на выставке 100+ Forum Russia. Тогда несколько федеральных телеканалов рассказали о скамейке с солнечными батареями, подогревом сидений и аудиосистемой, Wi-Fi и Bluetooth, беспроводной зарядкой для телефона и подсветкой с датчиком движений.
Фото: предоставлено 66.RU компанией Zenio. |
---|
Знаменитая «умная скамейка», которая произвела фурор на выставке 100+ Forum Russia |
«Цена сертификата выросла в 27 раз»
Необычные площадки, которые делал Усенко, нравились и жителям, и застройщикам, их охотно покупали. Игорь собирался расширяться, начал работать с другими девелоперами — но тут жизнь спустила его с небес на землю. В 2020 году в России резко изменили правила сертификации детских площадок.
Игорь Усенко:
— Чтобы работать дальше, надо было получить сертификат соответствия Таможенного союза. Вы не представляете, какая это была головная боль. Потребовали подготовить кипу бумаг — только список документов занял два листа. Проверяли все: от чертежей площадок до внутренних инструкций.
Когда бумаги собрали, проверить екатеринбургскую фабрику прилетели эксперты из Москвы. Несколько дней изучали производство, брали пробы древесины и опилок, проверяли в лаборатории на вредные вещества и личинки насекомых.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Одной из главных сложностей в создании «осьминога» было придумать, как крепить щупальца. |
Но главной проблемой стала цена. Если раньше получить сертификат на качели или карусель можно было за 15 тысяч рублей, то теперь нужно было заплатить 400 тысяч.
Игорь Усенко:
— Чтобы с нуля сертифицировать все изделия, сегодня нужно два-три миллиона рублей. Конечно, это отпугнуло многих производителей. Кто хочет работать в «минус»?
Усенко оказался одним из немногих, кого новые расценки не напугали и кто продолжил «детскую» тему. Чтобы получить все документы, понадобился год и еще два визита московских экспертов. После этого встал выбор, что делать дальше. Можно было использовать стандартный набор лазалок и качелей, которые уже получили сертификаты, и отказаться от мечты изготовить собственного «монстра». Или делать индивидуальные проекты, не уступающие творениям датского Monstrum`а, — и платить за сертификацию каждого по 400 тысяч рублей. Усенко выбрал второе.
«Старые площадки — как старые телефоны. Пользоваться можно, но не хочется»
Игорь Усенко:
— Когда-то у нас во дворах стояли только железные качели, турники и «ракеты». Потом появились пластиковые домики, фанерные паровозики — и это был огромный шаг вперед. Теперь я хочу сделать новый шаг. Выпускать площадки, какие не стыдно будет поставить в любом европейском дворе рядом с комплексом Richter или Monstrum — яркие, красивые, современные. Это как с кнопочными телефонами. Они дешевые, надежные, ими еще можно пользоваться — но уже не хочется. Зачем, если есть сенсорные смартфоны — современные, красивые, удобные?
Первым собственным «монстром» Игоря Усенко стал «осьминог», который установили в «Парковом квартале». Во дворе ЖК, который PRINZIP возводит возле ЦПКиО, поселилось огромное морское животное с щупальцами-скалодромами, сетями-лазалками и большой туннельной горкой. В гигантских «водорослях» неподалеку спрятался турник, а рядом с ним установили скамейки-волны для взрослых и качалку-балансир в виде морского буя для детей.
Анастасия Зарипова, руководитель отдела малых архитектурных форм компании Zenio:
— Проект был совершенно новый. Его несколько раз меняли: сначала не получалось одно, потом второе, затем третье. Долго думали, как крепить щупальца. Намучились с «ребрами», которыми обшивали железный каркас. Пришлось использовать шпангоуты — «осьминога» собирали по той же технологии, по которой раньше строили парусные корабли.
Одновременно со сдачей второй очереди «Паркового квартала» рядом с осьминогом поселятся другие морские обитатели: гигантская мурена — дом-туннель с горкой для малышей — и семейство скатов — полоса препятствий для ребят постарше с несколькими маршрутами, где можно переправляться по канатам, бревнам, кольцам.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Двор ЖК «Парковый квартал» оформят в единой тематике — морской. |
Анастасия Кузнечевская:
— Мы даем только основную идею, примерную концепцию будущей площадки. Максимум — рисунок от руки. Игорь и его команда разрабатывают подробный эскиз: определяют размеры площадки, думают, чем ее насытить: какие поставить горки, лазалки, другие элементы. Иногда мы просим что-то поменять, утверждаем цвета будущей площадки — но это только штрихи. А портрет рисует Игорь.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Все три проекта в «Парковом квартале» уникальные — таких площадок компания больше не будет выпускать. Это условие застройщика, который хотел сделать двор нового ЖК неповторимым. Но Игорь уже думает о линейке комплексов, где элементы можно будет собирать в разных вариантах, как конструктор. И мечтает о нашествии новых игровых «монстров».
Текст: Кирилл Кирягин для 66.RU |