Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Учить детей скоро будет некому. Как вернуть молодых педагогов в школы

24 сентября 2021, 11:00
Колонка
Учить детей скоро будет некому. Как вернуть молодых педагогов в школы
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Павел Скрипниченко, руководитель образовательного проекта «Контур.Класс», знает, как удержать в школе учителей, недовольных своей работой.

Учительский состав школ стареет — педагогов, которые выходят на пенсию, заменить некем. По статистике, работу в системе образования выбирает всего 15% молодых специалистов, окончивших вузы. В Институте прикладных экономических исследований РАНХиГС признают — даже если 100% выпускников придут в школы, это не покроет потребности в учителях. Отсюда — растущий дефицит педагогов. По оценкам, в масштабах страны он уже достиг 250 тыс. человек.

В основном школам не хватает предметников. Об этом сообщила половина учителей, опрошенных в 2019 году экспертами ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования». Они участвовали в масштабном исследовании, охватившем более трех тысяч педагогов из 83 регионов. Респонденты отмечали — чаще всего не хватает учителей математики, иностранного и русского языков, начальных классов.

Спустя два года ситуация не улучшилась. По данным проекта «Контур.Класс», в новом учебном году 30 из 170 школ Екатеринбурга испытывают трудности с учителем физики. Где-то его нет вообще, где-то физику преподают биолог или географ. Похожая ситуация с учителями химии.

В числе дефицитных предметников — учителя информатики и английского языка, которым проще найти работу с меньшей нагрузкой и высокой зарплатой. Учителей астрономии не осталось совсем — этот предмет ведут дефицитные учителя физики.

Опрос проекта «Контур.Класс» показал: 18% респондентов — почти пятая часть всех педагогов — готовы уйти из школы. Причин несколько. Самая очевидная — низкие зарплаты. Новые эксперименты с системами оплаты в школах, призванные устранить перекосы в этой сфере, педагоги воспринимают скептически.

Однако деньги — не единственный и не главный фактор. По отзывам, педагогов не устраивает прессинг школьной администрации, контролирующей отчетные показатели, часто — негатив со стороны родителей, слабая мотивация учеников и большой объем бумажной работы, которую не отменяет электронный документооборот. Заполнение журналов учебных занятий, инструктажей и других документов на класс из 30 учеников может отнимать несколько часов в день. В частных школах, где работа строится индивидуально, эффективность выше, а количество рабочих часов меньше, работать проще, но в любом случае нагрузка не соответствует оплате труда.

Многие учителя считают работу в школе неперспективной, поскольку их возможности строить вертикальную карьеру — завуч / директор/работник системы просвещения / министр — ограничены. В пример обычно ставят Юрия Биктуганова, который начинал работать учителем физики, а теперь отвечает за образование в регионе. Но министерских портфелей на всех не хватит. Основным занятием педагогов остается подготовка школьников. Большинство работают на одном месте десятки лет. Их преемникам из поколения Y (а на походе уже и Z) тянуть лямку не хочется. По статистике, число учителей в возрасте от 22 до 25 лет не превышает 5,5%, и в ближайшие годы ситуация не изменится, а если не принять меры, станет намного хуже.

Кое-что можно сделать уже сейчас.

Мы видим — выпускники педагогических вузов, точнее, те из них, что приходят работать в школу, долго там не задерживаются, хотя поначалу согласны терпеть нагрузку и получать небольшие деньги. Социологи уверяют, что молодые учителя заинтересованы в профессиональном росте и готовы работать с наставниками, чтобы в короткий срок приобрести опыт. Сбой происходит из-за того, что система наставничества в российских школах не развита, хотя 63% учителей считают институт наставничества необходимым, 20% признали, что нуждаются в наставнике, а 26% готовы стать наставниками для своих коллег (данные Федерального института развития образования). Вероятно, причина в том, что каждая школа пытается решить эти проблемы своими силами, хотя необходима горизонтальная коммуникация — прямое общение между педагогами в разных школах, без ведомств и начальства. Сегодня это возможно. Уже появились онлайн-системы, благодаря которым учителя в разных городах могут обмениваться своими наработками. Эти же IT-инструменты позволяют учителю сократить трудозатраты на рутинные операции. Вчерашние выпускники вузов к этому готовы, сложности могут возникнуть у учителей старшего возраста и директоров школ, которым нужно организовать взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Им нужно помочь, и проект «Контур.Класс» готов этим заняться.

Принципиальные решения уже есть, осталось реализовать их на практике.